Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Авторы 11181

Часть первая: Дороги Монастырщенки

some alt text
Мы до сих пор не знаем, как выглядел левый берег еще двести лет тому назад. Так в 1703 году художник Корнелий де Бруин оставил для потомков память о высоком правом береге города. К сожалению,  левый берег героем его картин не стал. Хотя уже в то время он был густо населен.
 
Как пишет сам Корнелий:
 
«Насчитывают в этом городе и окрестностях до десяти тысяч жителей. На полях из города видны два или три окрестных селения».
 
Возможно, это были Монастырщенка, деревня Тавровка и слобода Придача. 
 
Левый берег - саду цвесть?
 
Оставим в покое маэстро Корнелия. И зададим простой вопрос: что же такое левый берег- индустриальная застройка, так и не ставшая городом, пригород или спутник Воронежа?
Можно ли считать левый берег замыслом, который, к счастью или сожалению не реализовался? 
 
Вы знаете, что в свое время зайстройка левобережья Воронежа замысливалась не иначе как настоящий социалистический город–сад? 
 
 
 Вспомним заголовок газеты «Коммуна» от 8 января 1931 года - «Город-сад на месте захудалой деревушки» 
 
«Сейчас уже составлена и утверждена планировка слободы Монастырщенки. Из убогого полудеревенского селения она должна превратиться в часть крупного благоустроенного социалистического города с населением 60 тыс. человек. Новый город планируется по типу города-сада. Со всех сторон он будет окружен зелеными насаждениями, которые вместе со скверами и парками, расположенными в центре займут до 50% все городской площади. Со стороны реки новый город будет окружен спортивными стадионами и площадями. На берегу намечается выстроить пароходную пристань». 
 
Что же сейчас? Последние несколько лет территория левобережья превращается из прямоугольника в квадрат, практически увеличившись в два раза. Если прежде прямоугольник был 10 километров на 4 в глубину, то теперь до жилых массивов в селе Бабяково все 10 километров. По сути, в перспективе площадь Левобережного района может стать не меньше, чем на правом берегу.
 
Если прежде наш город мог считаться компактным, то теперь ситуация станет иной. Ведь это влечет за собой ухудшение качества городской среды, нагромождение управленческих решений, удорожанию строительства городской инфраструктуры и дальнейшему ухудшению ситуации с транспортом. 
 
Во всем этом мы попробуем разобраться, пройдя левобережье вдоль и поперек.
 
Итак, апрельская прогулка по улицам Монастырщенки - района, который до 1929 года был селом. 
 
Мечты о воронежской Юрмале 

Придется побыть некоторое время Капитаном очевидность. Жители целого ряда кварталов, домов, жилых массивов, приобретая жилье, за зданием администрации Левобережного района, наверняка думали о прекрасных перспективах жизни на берегу водоема. 
 

Справка: под Монастырщенкой мы будем считать микрорайон от здания администрации до ДК им Кирова.
 
Я так себе и представляю, как советская интеллигенция ждала пикников, где Гоша из фильма «Москва слезам не верит» будет укутывать любимую женщину пледом, вдали будет звучать гитара и доноситься легкий аромат шашлыков. Кому-то это напомнит Юрмалу, разве только не будет хватать сосен и соленого ветра. 
 
Оценивая состояние дворов, протискиваешься к жилищному массиву «Белые паруса», зажатому между одноэтажным послевоенным фондом, МРСК и парком «Алые Паруса». Жилой массив похож более на фортификационные сооружения, отгородившиеся от ветхой одноэтажной застройки. Одинокая архитектурная фантазия рыцаря Велианта посреди варварского леса. 
 
 
Расстояние от парковки до линии прибоя около 90 метров, до жилых зданий -  приблизительно 113. Выйдя на набережную Авиастроителей, понимаешь - это далеко не песчаные пляжи Юрмалы и не улица Йомас.
 
Хотя для того, чтобы здесь появилась рекреационная зона достаточно воображения, хорошей работы ЖКХ служб и мэрии. 
 
Поросшие деревцами берега левобережья, местами живописны, но засорены и давно не убирались. Несмотря на это, людям нравится проводить время у воды и вроде как неловко писать, почему это так. За парковкой комплекса «Белые паруса» пустынная полоса, без надежд, полная песка, пластика, старых газет и стаканчиков, дюн, как в Юрмале, нет. 
 
 
Несмотря на то, что я на всем протяжении своего пути видел достаточно горожан, все встречающиеся были - мужского пола, а именно выгуливали собак, были рыбаками, подростками с шашлыками и пивом, одинокими пенсионерами на турнике. Это всё симптом того, что это территория дискомфорта, женщинам здесь места нет. 
 
Левый берег не для слабаков
 
Прошло 85 лет, а 18 гектаров набережной по-прежнему не столь уютны. 
 
Что же мы можем увидеть, пройдясь вдоль набережной, забегая во дворы района? Возьмем и пристрелочно оценим качество городской среды по трем–четырем пунктам. 
 
Что ж ставим галочки. 
 
 - Наличие культурно-исторических и рекреационных аттракторов в рамках пешеходной доступности от объекта: 
Микрорайон не обижен, возрожден парк «Алые паруса», развивается территория вокруг храма высотой 35 метров (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Одновременно отмечаем, что ДК имени Кирова не работает, а доступ к спортивным площадкам возле ДК преграждает парковка для автомобилей. 
 
 - Положение объекта по отношению к источникам экологической напряженности:
Рядом Ленинский проспект с достаточно интенсивным движением автомобилей и выхлопными газами, плюс ВоГРЭС. 
 
 - Уровень организации парковочных мест квартала:
 Парковка на газонах, въезды на детские площадки, хаотичная парковка автомобилей. 
 
Отметим приятное озеленение двора возле домов за гимназией имени Платонова, хорошо работает ТСЖ, в домах Набережная Авиастроителей 20 и 20а - высажены цветы, кустарники, ухаживают за газоном. 
 
Ольховый переулок – красивое название может вызвать у несведущего человека ощущение, что это тихий, зеленый проулок, выходящий к ивам на берегу водохранилища. Увы, это скорее Ольховый проезд, что не добавляет плюсов, если мы будем говорить про качество городской среды жилого комплекса «Ольховый».
 
 
Стоит отметить - внутренняя связность района нулевая, переместиться между кварталами этого микрорайона практически невозможно. Закрытость, недружелюбная по отношению к пешеходам среда, включая мам с колясками и маломобильные группы населения. 
 
90-е годы, строительство рыночных основ, нарушило все планы развития этих кварталов. Рука рынка оказалась бессильна, жизнь граждан его не интересовала, а карманы потребителей были пусты. Благоустройство, улицы стали роскошью. Максимум что нужно было - подъездные пути к павильонам и магазинам, вокруг которых и теплилась жизнь. Даже теперь, они часть жизнеспособного каркаса. 
 
 
Но вернемся на узкую полоску между зданиями и водохранилищем. Что нам говорят данные GPS и сообщений из твиттера привязанных к местности? В южной части этой полосы за ДК имени Кирова бродит тоска зеленая. Генералы песчаных карьеров не стремятся на пляж, которым на картах обозначается данный район. И даже портовые сооружения инспекции по маломерным судам МЧС никак не красят песчаные берега водохранилища. Да и среди известных мне художников Воронежа, я не видел работ, похожих на работу Ван Гога «Разгрузка песчаных барж на причале». 

Посещения набережной в этом месте стремятся к нулю. 
 
 
Есть ли шансы, что благоустройство территории со стороны руинированного Дворца культуры, сделает место «городком» в Калифорнии, где вдоль акватории - смех, пляжный футбол и праздники по выходным? 
 
После блуждания по пространству между двумя мостами, - думаешь, а есть ли вообще здесь улицы? От улицы Щорса, только название, улица МОПРа - недоразумение. 
 
 
Может это урбанизированная застройка? 
 
Сквозь старую архитектуру, традиционно называемую сталинской, прорвалось убогое тело бедности. Бедность архитектуры, городского планирования и социальной жизни. Казалось импульс данный созданием воронежского водохранилища будет сравним с запуском первого спутника, увы. 
 
И вновь вспоминается: 
«Со стороны реки новый город будет окружен спортивными стадионами и площадями. На берегу намечается выстроить пароходную пристань».
Автор текста: Илья Бейлин.