Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Авторы 7336

Марк Розовский похоронил прозу Санаева под плинтусом

В субботу, 5 апреля, воронежцы увидели театральную постановку по одноименной повести Павла Санаева, которую показали артисты московского театра «У Никитских ворот». 
 
Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1994 году, а впервые опубликована в 1996-м. Номинировалась на Букеровскую, шесть раз становилась основой для сценических постановок и один - для одноименного фильма Сергея Снежкина. 
 
В 2012 году повесть Павла Санаева легла в основу спектакля московского театра «У Никитских ворот». Режиссер Марк Розовский написал на основе санаевской повести пьесу, из которой, правда, исчезли многие шокирующие сцены, монологи и характеры. Получилась «лайт-версия» «Похороните меня за плинтусом», по замыслу режиссера, более приближенная к жизни. Однако потерявшая свою соль и множество патологических перчинок, благодаря которым текст читается на одном дыхании. Из-за этого спектакль кажется пресным и скучноватым.
 
В книге повествование ведется от лица восьмилетнего мальчика Саши, которого воспитывает тираничная бабушка. «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу». 
 
Маму мальчик видит в лучшем случае два раза в месяц («Бабушка была моей жизнью, а мама – праздником») – по одной простой причине: ребенка бабушка маме вот уже четыре года не отдает. Так мать наказала свою дочь за то, что она нашла себе мужчину – выпивающего художника Толю, которого бабушка за низкий рост называет не иначе как карликом-кровопийцей. Кстати, прототипом дяди Толи стал Ролан Быков, который приходился Павлу Санаеву отчимом. 
 
В книге бабушка Нина Антоновна любит внука своеобразной, жестокой любовью. В ее словарном запасе, с которым она обращается к мальчику, самые распространенные выражения,  «сволочь», «идиот», а также куча проклятий в разных комбинациях  на все случаи жизни: «Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли: печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!» или «Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!». Дед Саши, артист на пенсии, для бабушки  «вонючий старик», «гицель проклятый», «кот безъяйцый», а ее родная дочь Ольга, мама Саши,  «проститутка», «подстилка» и «чума бубонная». Мальчик же, который безудержно любит маму, придумал для нее из этого ругательства свое, уменьшительно-ласкательное слово  «чумочка». 
 
В спектакле Марка Розовского бабушка вовсе не такой монстр, как в книге и фильме. Нина Антоновна, роль которой играет заслуженная артистка России Галина Борисова, - довольно-таки любящая и заботливая бабушка, которая за время спектакля ни разу не называет внука теми словами, какими она сыплет в книге. Количество ругательных слов в спектакле минимально. 
 
Сцена поделена на три части: первая – двуспальная кровать Саши и бабушки, вторая  кухня со столом и буфетом, третья  диван, на котором большую часть времени, загородившись газетой «Известия» за 1980 год, проводит дед Семен Михайлович. Дед воспитанием внука не занимается и играет в жизни Саши такую же роль, как дерево за окном. На протяжении всего спектакля играют советские песни 70-80-х годов прошлого века, а на экран проецируются фотографии пионерского детства.
 
Центральный персонаж спектакля  бабушка. Театральное действие, впрочем, как развитие сюжета книги, строится вокруг ее суеверий и выдумок, построенных на чёрном и абсурдном юморе, корни которого произрастают из эпохи «чёрных воронков», бедности и голода, привычной готовности к смерти, скоростным прыжкам в гробы – как в рассказах Мамлеева. 
 
Когда дед вместе с соседом сбегает из дома на рыбалку, бабушка, словно героиня Достоевского, кричит: «Рыбаки…Палачи вы! Страсть к убийству покоя не дает, не знаете, как утолить. Человека убить боитесь, так хоть рыбину изничтожить». Точно так же бабушка причитает над мышонком, попавшимся в мышеловку. 
 
 Зачем ты убил его?!
 
 Ты ж просила! 
 
 Что я просила? Разве я могла такое просить?! Я думала, его чуть-чуть пережмет, а его пополам перешибло! (…) Тебе бы так хребет переломали!
 
Восьмилетний Саша (которого играет взрослый актер Александр Чернявский),  необычный мальчик. В его «счастливом детстве» нет дней рождений  бабушка старается сделать все, чтобы он не знал, что это такое. Саша живет в режиме стариковской больничной палаты: бабушка приписывает внуку несуществующие болезни и диагнозы, пичкает «Эссенциале», «Панзинормом», порошками Звягинцевой, «клизмочками» и свечками. Благодаря бабушке, он уверен, что «сгниет» к 16 годам. Жизнь мальчика похожа на старость пенсионера, где единственная радость – магнитофон, привезенный дедом из гастролей по Ираку, и редкие визиты мамы, которая занята обустройством своей личной жизни. И уже в восьмилетнем возрасте мальчик озвучивает маме свое завещание: «Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?». 
 
Лишь однажды Саше удается уговорить бабушку исполнить свою давнюю детскую мечту - сходить в Парк культуры и отдыха. Правда, все надежды покататься на аттракционах у ошалевшего от счастья мальчика рухнули. На колесе обозрения бабушка запрещает кататься, потому что «там вниз головой» и «туда нужна справка от врача». На американских горках тоже нельзя – потому что «отсюда вперед ногами». А покататься на машинках, питающихся от электричества, нельзя потому, что «они сталкиваются так, что люди себе все отбивают»: «Видишь, бабка орёт? Ей отбили почки». Правда, у Саши остается одна надежда: бабушка купила два эскимо, одно из которых съела при нем, а второе, Сашино, пообещала дать дома. Но подойдя к подъезду, бабушка проклинает мороженое внука  оно растаяло. 
 
Образ мамы, Ольги, в спектакле выведен пунктирной линией. Мама появляется и исчезает, как мираж. Во время ее встреч с Сашей актеры не обнимаются, а поворачиваются лицом к залу и остаются на расстоянии друг от друга. Трагедия мамы  в том, что, чтобы увидеть своего ребенка, ей приходится проходить через бабушкины унижения, и быть с ним рядом ей попросту не дают. Саша и его мама могут быть вместе, только совершив побег из бабушкиной квартиры. Кульминация сюжета  монолог бабушки под дверью маминой квартиры, во время которого она то воет, то проклинает дочь, то разыгрывает инсульт, умоляя впустить ее внутрь. 
 
В книге, надо сказать, бабушке удается прорваться в квартиру и попытаться вернуть больного, бредящего внука обратно. В спектакле – нет. Во время монолога бабушка говорит ключевую фразу: «Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Дурачки вы мои, дурачки! Я же вас люблю как исступленная…». Правда, причитания бабушки резко обрывает дядя Толя: «Нина Антоновна, что вы нам тут концерты устраиваете? Саша останется с нами (…) Хватит с нас Анны Карениной на сегодня». Шаг на пути к семейному счастью трех людей влечет за собой горе – не выдержав потери внука, бабушка умирает. 
 
В книге Павла Санаева неоднократно объясняется, как жизнь побила бабушку, почему она помешалась и стала жестокой. Первый ребенок  Алеша  умер годовалым на руках у матери. Мальчик простудился в эвакуации – молодую Нину и грудного ребенка поселили в холодном подвале. В этом косвенно был виноват Семен Михайлович. Он же виноват в том, что принудительно отправил свою жену в психиатрическую лечебницу, после которой «жизнь и закончилась». В спектакле об эвакуации – ни слова. А ведь это помогает понять многое из характера вредной бабушки. 
 
Как отмечает Марк Розовский, главное качество санаевской прозы — потрясающая узнаваемость правды быта, дающая серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания. В спектакле, как и в повести Павла Санаева, каждый найдет узнаваемые черты собственной жизни и, быть может, вспомнит своих бабушек – суеверных, помешанных на врачах и лекарствах, но исступленно любящих своих внуков. Боготворящих их детские ножки в колготках и готовых пить воду, в которой они только что искупались. Прямо как Нина Антоновна…
 
Текст Анастасии Сарма