День, когда вам практические не будет удаваться предсказание событий. Сегодня найдется место для неожиданностей довольно разного характера

Возгорание на линии электропередач произошло в Воронежской области из-за атаки БПЛА

День многозадачный, деловой, на первый план выйдут вопросы имущественного, рабочего и финансового характера

Превышение эпидпорога по ОРВИ зафиксировали в Воронеже и трех районах области

Почти на год сдвинулись сроки строительства ливневой канализации в Воронеже

В Воронежской области утвердили стоимость путевок в детские лагеря на 2026 год

Обанкротить воронежского производителя пива пытается налоговая служба

В Воронеже 15 человек из поврежденного при атаке ВСУ дома остаются в пунктах временного размещения

День не подходит для активностей, однако иногда сделать паузу вовсе не плохо. Сегодня стоит заглянуть в себя настоящего

Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Сегодня большинство из нас будут пребывать во власти иллюзий. Если вы не врач, ученый или приверженец делать все в срок и правильно – уход в мир мечтаний не повредит
 

Семилетняя девочка из Лисок стала Мини-Мисс России

Авторы

Марк Розовский похоронил прозу Санаева под плинтусом

В субботу, 5 апреля, воронежцы увидели театральную постановку по одноименной повести Павла Санаева, которую показали артисты московского театра «У Никитских ворот». 
 
Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1994 году, а впервые опубликована в 1996-м. Номинировалась на Букеровскую, шесть раз становилась основой для сценических постановок и один - для одноименного фильма Сергея Снежкина. 
 
В 2012 году повесть Павла Санаева легла в основу спектакля московского театра «У Никитских ворот». Режиссер Марк Розовский написал на основе санаевской повести пьесу, из которой, правда, исчезли многие шокирующие сцены, монологи и характеры. Получилась «лайт-версия» «Похороните меня за плинтусом», по замыслу режиссера, более приближенная к жизни. Однако потерявшая свою соль и множество патологических перчинок, благодаря которым текст читается на одном дыхании. Из-за этого спектакль кажется пресным и скучноватым.
 
В книге повествование ведется от лица восьмилетнего мальчика Саши, которого воспитывает тираничная бабушка. «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу». 
 
Маму мальчик видит в лучшем случае два раза в месяц («Бабушка была моей жизнью, а мама – праздником») – по одной простой причине: ребенка бабушка маме вот уже четыре года не отдает. Так мать наказала свою дочь за то, что она нашла себе мужчину – выпивающего художника Толю, которого бабушка за низкий рост называет не иначе как карликом-кровопийцей. Кстати, прототипом дяди Толи стал Ролан Быков, который приходился Павлу Санаеву отчимом. 
 
В книге бабушка Нина Антоновна любит внука своеобразной, жестокой любовью. В ее словарном запасе, с которым она обращается к мальчику, самые распространенные выражения,  «сволочь», «идиот», а также куча проклятий в разных комбинациях  на все случаи жизни: «Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохли: печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!» или «Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом!». Дед Саши, артист на пенсии, для бабушки  «вонючий старик», «гицель проклятый», «кот безъяйцый», а ее родная дочь Ольга, мама Саши,  «проститутка», «подстилка» и «чума бубонная». Мальчик же, который безудержно любит маму, придумал для нее из этого ругательства свое, уменьшительно-ласкательное слово  «чумочка». 
 
В спектакле Марка Розовского бабушка вовсе не такой монстр, как в книге и фильме. Нина Антоновна, роль которой играет заслуженная артистка России Галина Борисова, - довольно-таки любящая и заботливая бабушка, которая за время спектакля ни разу не называет внука теми словами, какими она сыплет в книге. Количество ругательных слов в спектакле минимально. 
 
Сцена поделена на три части: первая – двуспальная кровать Саши и бабушки, вторая  кухня со столом и буфетом, третья  диван, на котором большую часть времени, загородившись газетой «Известия» за 1980 год, проводит дед Семен Михайлович. Дед воспитанием внука не занимается и играет в жизни Саши такую же роль, как дерево за окном. На протяжении всего спектакля играют советские песни 70-80-х годов прошлого века, а на экран проецируются фотографии пионерского детства.
 
Центральный персонаж спектакля  бабушка. Театральное действие, впрочем, как развитие сюжета книги, строится вокруг ее суеверий и выдумок, построенных на чёрном и абсурдном юморе, корни которого произрастают из эпохи «чёрных воронков», бедности и голода, привычной готовности к смерти, скоростным прыжкам в гробы – как в рассказах Мамлеева. 
 
Когда дед вместе с соседом сбегает из дома на рыбалку, бабушка, словно героиня Достоевского, кричит: «Рыбаки…Палачи вы! Страсть к убийству покоя не дает, не знаете, как утолить. Человека убить боитесь, так хоть рыбину изничтожить». Точно так же бабушка причитает над мышонком, попавшимся в мышеловку. 
 
 Зачем ты убил его?!
 
 Ты ж просила! 
 
 Что я просила? Разве я могла такое просить?! Я думала, его чуть-чуть пережмет, а его пополам перешибло! (…) Тебе бы так хребет переломали!
 
Восьмилетний Саша (которого играет взрослый актер Александр Чернявский),  необычный мальчик. В его «счастливом детстве» нет дней рождений  бабушка старается сделать все, чтобы он не знал, что это такое. Саша живет в режиме стариковской больничной палаты: бабушка приписывает внуку несуществующие болезни и диагнозы, пичкает «Эссенциале», «Панзинормом», порошками Звягинцевой, «клизмочками» и свечками. Благодаря бабушке, он уверен, что «сгниет» к 16 годам. Жизнь мальчика похожа на старость пенсионера, где единственная радость – магнитофон, привезенный дедом из гастролей по Ираку, и редкие визиты мамы, которая занята обустройством своей личной жизни. И уже в восьмилетнем возрасте мальчик озвучивает маме свое завещание: «Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?». 
 
Лишь однажды Саше удается уговорить бабушку исполнить свою давнюю детскую мечту - сходить в Парк культуры и отдыха. Правда, все надежды покататься на аттракционах у ошалевшего от счастья мальчика рухнули. На колесе обозрения бабушка запрещает кататься, потому что «там вниз головой» и «туда нужна справка от врача». На американских горках тоже нельзя – потому что «отсюда вперед ногами». А покататься на машинках, питающихся от электричества, нельзя потому, что «они сталкиваются так, что люди себе все отбивают»: «Видишь, бабка орёт? Ей отбили почки». Правда, у Саши остается одна надежда: бабушка купила два эскимо, одно из которых съела при нем, а второе, Сашино, пообещала дать дома. Но подойдя к подъезду, бабушка проклинает мороженое внука  оно растаяло. 
 
Образ мамы, Ольги, в спектакле выведен пунктирной линией. Мама появляется и исчезает, как мираж. Во время ее встреч с Сашей актеры не обнимаются, а поворачиваются лицом к залу и остаются на расстоянии друг от друга. Трагедия мамы  в том, что, чтобы увидеть своего ребенка, ей приходится проходить через бабушкины унижения, и быть с ним рядом ей попросту не дают. Саша и его мама могут быть вместе, только совершив побег из бабушкиной квартиры. Кульминация сюжета  монолог бабушки под дверью маминой квартиры, во время которого она то воет, то проклинает дочь, то разыгрывает инсульт, умоляя впустить ее внутрь. 
 
В книге, надо сказать, бабушке удается прорваться в квартиру и попытаться вернуть больного, бредящего внука обратно. В спектакле – нет. Во время монолога бабушка говорит ключевую фразу: «Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Дурачки вы мои, дурачки! Я же вас люблю как исступленная…». Правда, причитания бабушки резко обрывает дядя Толя: «Нина Антоновна, что вы нам тут концерты устраиваете? Саша останется с нами (…) Хватит с нас Анны Карениной на сегодня». Шаг на пути к семейному счастью трех людей влечет за собой горе – не выдержав потери внука, бабушка умирает. 
 
В книге Павла Санаева неоднократно объясняется, как жизнь побила бабушку, почему она помешалась и стала жестокой. Первый ребенок  Алеша  умер годовалым на руках у матери. Мальчик простудился в эвакуации – молодую Нину и грудного ребенка поселили в холодном подвале. В этом косвенно был виноват Семен Михайлович. Он же виноват в том, что принудительно отправил свою жену в психиатрическую лечебницу, после которой «жизнь и закончилась». В спектакле об эвакуации – ни слова. А ведь это помогает понять многое из характера вредной бабушки. 
 
Как отмечает Марк Розовский, главное качество санаевской прозы — потрясающая узнаваемость правды быта, дающая серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания. В спектакле, как и в повести Павла Санаева, каждый найдет узнаваемые черты собственной жизни и, быть может, вспомнит своих бабушек – суеверных, помешанных на врачах и лекарствах, но исступленно любящих своих внуков. Боготворящих их детские ножки в колготках и готовых пить воду, в которой они только что искупались. Прямо как Нина Антоновна…
 
Текст Анастасии Сарма