В пятницу стало понятно, почему Игорь Непомнящий, пообещавший ответ на доклад «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» еще во вторник, перенес свою пресс-конференцию с четверга на пятницу. Время потребовалось на то, чтобы подготовить моноспектакль артиста оперного театра Александра Назарова.
Произведение занимает около получаса и представляет собой монолог карикатурного «патриота», убежденного в существовании плана Алана Даллеса. Герой пьесы скорбит о наступлении бездуховности на Россию и Воронеж в частности. Ему очень не нравится репертуар кинотеатра «Спартак»: до такой степени, что «противно ходить мимо афиш». Он очень озабочен проблемой «пропаганды содомии», которую находит, в частности, в одном из спектаклей, вошедших в программу минувшего Платоновского фестиваля. Вообще, он много думает о гомосексуалистах. К последним он относит, в частности, недавно назначенного ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова («Почему Бояков не назвал Чайковского? Пусть это останется его маленькой тайной…»)
Еще его очень беспокоят нецензурные слова, одно из которых прозвучало на спектакле «Вера Полозкова: избранное», чей показ прошел в минувшее воскресенье в Воронежском концерном зале. Впрочем, ВКЗ ему не нравится целиком, как учреждения, из которого дух служения высокой культуре изгнан духом наживы.
Перечисленному герой спектакля противопоставляет «русский национальный оперный театр», который призван «не развлекать, а просвещать и воспитывать зрителя». Текст пьесы безупречен с точки зрения избранного образа. Он изобилует речевыми штампами и наполнен шовинистической и гомофобной риторикой, перемешанной с цитатами из Библии, Платона, Конфуция и Александра Суворова. Регулярно употребляются обороты вроде «в этом страшное время, когда тьма накатила на Россию». Агентом этой тьмы назван, в частности, все тот же Бояков, который «разрушает Россию за российские деньги».
Директор оперного театра Игорь Непомнящий говорил в основном «прозой». Он рассказал, что в течение многих лет добивался от областных властей выделения средств на капитальный ремонт здания театра и реконструкцию сцены, закупку нового оборудования. В течение последних 15 лет им написано более 60 писем в различные инстанции (т.е. в среднем четыре в год). По информации Непомнящего, в настоящее время областные власти готовы выделить «сумму с семью нолями». При этом театр необходимо будет закрыть на длительный срок – от двух до пяти лет. Единственный, по мнению бывшего оперного солиста вариант переезда – здание Воронежского концертного зала, где до прошлого сезона действовал драмтеатр имени Кольцова, переехавший в отреставрированный Зимний театр.
Вместо этого, по версии Непомнящего, труппа оперного театра будет просто распущена. А после реконструкции в помещении оперного театра будут проходить гастроли приезжих «так называемых звезд».
Обнародование доклада «Воронежский пульс» Игорь Непомнящий счет попыткой «дискредитировать» театр и его лично. Напомним, в исследовании указывается на плачевное состояние здания (с этим Непомнящий не спорит), отсутствие современного оборудования (с чем он также соглашается) и «аморфность и безынициативность руководства» (с чем он, естественно, не согласен). Директор театра назвал доклад «непрофессиональным», «субъективным с примесью вранья» и предположил, что «его составители никогда не были на наших спектаклях».
После этого Непомнящий развил наступление. «Культурой в нашей области руководят люди, никакого отношения к культуре не имеющие, - завил он, - но постоянно требующие с нас ненужную отчетность, заставляющие согласовывать каждую мелочь и утверждающие, что «все будет, как я сказала». Судя по окончанию женского рода, он имел ввиду недавно назначенного руководителя департамента культуры и архивного дела Елену Ищенко. «Они могут даже предложить уйти по собственному», - продолжил Непомнящий. По всей видимости, такое предложение ему уже поступило. Надо думать, без крайней необходимости он не стал бы задевать Боякова и Ищенко, приглашенных и назначенных губернатором. Или жестко критиковать недавний спектакль бояковского «Политеатра» «Вера Полозкова: избранное», о котором Алексей Гордеев одобрительно отозвался в своем блоге.
Важно отметить, что для своей защиты Игорь Непомнящий выбрал образ и риторику, бывшие до сих пор в обращении у маргиналов. И о высокой культуре отнюдь не свидетельствует. Однако в последнее время подобные фразы становятся нормой в речи первых лиц государства. Поэтому 66-летий директор оперного выбрал, как ему кажется, оптимальную стратегию – «прикрыться Путиным», объявить лично себя «духовной скрепой». И она может сработать.
Бесполезно опровергать каждый из его тезисов и примеров в отдельности. Что в «Спартаке» все лето шел проект «Киноопера», что там проходят фестивали авторского кино, объяснять, чем именно хороши Платоновский фестиваль и «Политеатр». Напомнить, что Бояков постоянно появляется на людях с женой и маленьким сыном, который на днях был крещен. Что "Воронежский пульс" финансировался частными спонсорами, и поэтому напрасно Непомнящий называет деньги Геннадия Чернушкина "нашими" и предлагает "вернуть в бюджет" Вопрос не в фактах, а в стиле. И даже не так важны становятся менеджмент и репертуарная политика самого театра оперы и балета, которые можно оценивать по-разному.
Наступил ключевой момент «воронежской культурной революции». Если маска троглодита, которую надел Непомнящий, сработает – на всех прогрессивных начинаниях можно будет поставить крест. Потому что все поймут, что троглодитом быть выгодно и безопасно. После чего Эдуард Бояков может учить студентов «искустов» чему угодно – у жизни они научатся совсем другому.
ТЕКСТ: Леонид Диденко