Заповедник в Воронежской области расширили на 466 гектаров

На кого мэр переложил ответственность за срыв сроков благоустройства воронежской набережной
 

Режим ЧС установили в Советском районе Воронежа для ликвидации последствий ракетной атаки

Умер представитель Союза ветеранов воронежского «Факела» Сергей Крестененко
 

Ударился головой об асфальт: поездка в автобусе закончилась для воронежца больницей

В воронежском СНТ начали устранять последствия подрыва боевых блоков ракет ATACMS

Готовьтесь к взаимным подколам и уколам. Конфликты будет несерьезные, однако мобилизовать силы для ответа все-таки придется

Строительство воронежского Дома анимации подорожало до 685 млн рублей

В 2026 году подорожают путёвки в детские лагеря Воронежской области

Главный воронежский полицейский Михаил Бородин покинет пост в 2026 году

Новый автобус запустили из Воронежа в Запорожье

В октябре банки выдали воронежцам автокредитов на 3,47 млрд рублей

Цены на конфеты потрясли воронежцев
 

Четыре дома и автомобиль были повреждены при атаке БПЛА в Воронежской области

В Воронежской области директор сетевого супермаркета украла из сейфа 200 тысяч рублей

Сегодня, несмотря на всю серьезность понедельника, вас так и будет тянуть в сторону романтических приключений. Однако есть опасность упустить другие важные моменты

Об изменении НДС с 2026 года рассказали воронежцам

Воронежский «Буран» победил «Кристалл» из Саратова в буллитной серии

Два беспилотника сбили ночью в воронежском регионе

Воронежскому осуждённому присвоили статус ветерана боевых действий
 

Сегодня итоги переговоров и любых дискуссий закончатся, увы, неудачно. Каждый будет стоять исключительно на своей точке зрения

Легкий день, когда голова сможет отдохнуть от всякого рода деловых забор. Сегодня стоит отдаться на волю сердца

Губернатор назвал возможные сроки открытия воронежского аэропорта

Запрет на посещение туалетов воронежскими школьниками прокомментировали в мэрии

Что больше всего подорожало за месяц, рассказали воронежцам

Воронежцам рассказали, как защищены от атак ВСУ предприятия и стратегические объекты

Ракетную опасность объявляли ночью 19 ноября в Воронежской области

ВСУ ударили по Воронежу ракетами ATACMS: повреждены крыши геронтологического центра и детдома

День во многом противоречивый. Если утром верх берет рациональное начало, то уже после обеда довлеть будут исключительно эмоции.

Четырнадцать сбитых дронов и ракетная опасность: ночью в Воронеже звучали сирены

Авторы

Воронежские молодые поэты пишут про Гитлера и никель

Второй поэтический слэм в Воронеже, пожалуй, зажег несколько новых звезд на местном литературном небе и принес несколько открытий. Как выяснилось, молодые воронежские поэты научились откликаться на злобу дня – в их стихах постоянно упоминаются никель, Сталин, геи и даже клуб «Альма де Куба», прославившийся после того, как в сети распространилось видео с обнаженной девушкой, пляшущей на стойке. Еще молодые поэты научились пользоваться обсценной лексикой – очень редко и чаще всего уместно. Собственно, в этом и состоит идея слэма – сделать поэзию ближе к жизни и, если так можно выразиться, к народу.
 
 
Мне доводилось слышать, что форма слэма порочна во всех отношениях. Во-первых, он проводится в баре, где посетители пьют и курят. Во-вторых, судьями выступают сами слушатели, причем выбранные в случайном порядке. Да, не детский утренник и не университетская кафедра, здесь к искусству относятся без священного трепета. Да, судят не мэтры и профессора. И именно перечисленное – хорошо. Одни из самых ненавидимых мною людей – эти самые «мэтры» на поэтических и бардовских фестивалях, которые относятся к молодому автору как патологоанатом к своим пациентам. Или даже как гурманы-каннибалы. Долго пережевывают, вдумчиво шевелят губами, и после долгой паузы изрекают: «Ну, наверное, это имеет право на существование». Именно из-за них наша литературная жизнь была уныла, как дни поэзии в ВГУ.
 
 
Андрей Родионов, ведущий слэмов, будучи звездой национальной поэтической премьер-лиги (мое оценочное суждение) прав на существование не раздает. Вместо этого он раздает карточки для голосования нескольким случайным людям из зала. И задача участника – понравится этому случайному человеку. Что требует и задеть его за живое своими текстами, и поразить манерой исполнения. 
 
 
Кстати, никакого предварительного отбора участники слэма не проходили: кто первый подал заявку – того и тапки. Количество участников было ограничено только временем – даже при трехминутном лимите на выступление  выслушать пятнадцать поэтов подряд довольно долго и утомительно. Но, по моей оценке, средний уровень оказался относительно высок. Девочек-лютиков, страдающих от одиночества, и юных бунтарей без причины оказалось совсем мало. У каждого (за редким исключением) выступавшего была своя мысль, свой взгляд, свое содержание. И даже если про кого-либо автора трудно было сразу сказать, талантлив ли он, то все равно было понятно, что он, как минимум, умен. 
 
 
Рассказать о пятнадцати поэтах будет еще дольше, чем выслушать их, поэтому ограничусь несколькими яркими впечатлениями с этого долгого и очень насыщенного вечера. К слову, едва ли каждый участник пришел со своей группой поддержки, судя по тому, как перемещался эпицентр аплодисментов по залу. Но в целом публика реагировала очень бурно, и не только на «своих». Атмосфера напоминала скорее о боксерском матче, чем о поэтическом вечере. 
 
 
Довольно известный (насколько может быть известным поэт в провинции) Родион Прилепин поделился своими, очевидно, свежими экспериментами. Раньше, Родион был известен тем, что фантастическим образом сочетал современную жесткую форму с содержанием «тихого лирика». Под его вызывающими верлибрами всегда таилась любовь к ржаному колосу, березке и честной девушке. За этого его и любят, в частности, в журнале «Подъем», зажатым духовными скрепами по самую обложку. Дескать, «хулиган, но тянется к культуре». Однако за последнее время стихи Прилепина сильно изменились в обоих отношениях – структура стала более сложной, образы неожиданными, а что касается тем, то видно, что автор в поиске. Но в этот вечер в «Ста ручьях» его просто не поняли. К тому же, из своих свежих опусов он выбрал не самые удачные. Особенно балладу о путешествии вместе с парой геев. В результате получил заурядное число голосов, «где-то посередине».
 
 
У Елены Дудукиной (а после слэма она триумфально выступила в спектакле «Двенадцать») основных стихотворных темы две – секс и права человека. Последние несколько шероховаты, а может, мы просто еще не привыкли к современной гражданской лирике. Елена рассказывает о «болотном деле», о пытках в полиции, о неосталинистах и неонацистах, в ее стихах упоминаются Людмила Алексеева и Александр Есенин-Вольпин. Я полагаю, интересоваться проблемами общества и знать имена его героев – нормально и полезно для любого человека, и хорошо, что теперь появился новый, поэтический канал для этого. Что касается любовной лирики Дудукиной, то лично меня она, пожалуй, даже смущает. Как будто говорит о том, о чем другие стесняются. Елене удалось произвести впечатление на зал и судей, но в финал она не прошла. Очень характерный пример расхождения мнения мэтров и народного – Андрей Родионов пригласил Дудукину для участие в спектакле «Политеатра», а жюри слэма не пустило на второй тур. Такой он, вокс попули. 
 
 
Поэт Алексей Рубан, в предшествующие акции дни нахально перетягивавший одеяло на себя (в соцсетях распространялась реклама «Поэтический слэм с Алексеем Рубаном», о чем организаторов даже не уведомили) оказался действительно неплохим автором и сильным исполнителем. Его лирический герой понятен и, вероятно, многим близок. Основной движущий мотив его творчества – ненависть к «развратным» женщинам, которые, судя по всему, дают все, кроме лирического героя Алексея. Он может бесконечно описывать их внешность и похождения, подробно, умело и зло. Учитывая, что сам Рубан внешне похож на Киберстранника из «Шапито-шоу» (толстый неуклюжий очкарик), картина просто великолепна в своей законченности. Поэтому в число финалистов Алексей Рубан вошел вполне заслужено и имел неплохие шансы на победу. 
 
 
Лучше, чем я ожидал, выступила Наталья Косякина, финалистка состоявшегося в минувшем июне «Культпохода-2013». Как выяснилось, она неплохо держится на сцене перед переполненным и не вполне трезвым залом, очень артистично читает. То, что ее стихи интересны, я знал и ранее, но «Магазин», например, услышал в первый раз и был весьма впечатлен. Мне казалось, чтобы написать такую вещь, надо быть вдвое старше Натальи и иметь соответствующий жизненный опыт. А вот, проинтуичила. Мои аплодисменты и заслуженное второе место в финале. 
 
 
А победителем стал (и снова – на мой взгляд, заслуженно) участник, представившийся как Эрнесто Заткнитесь. Импозантная внешность, сильный, но мягкий баритон, уверенность на сцене и артистизм. А главное – очень сильные тексты. И очень привлекательное мироощущение в стихах– в меру открытое, в меру чувствительное, в меру ироничное. Теперь Эрнесто поедет на всероссийский поэтический слэм, который состоится, предположительно, в Перми. А для тех, кто не попал на вечер в «100 ручьев», есть близкая возможность познакомится с победителем воронежского турнира молодых поэтов и его творчеством. 29 сентября Эрнесто Заткнитесь будет читать свои стихи в книжном клубе «Петровский»

ТЕКСТ: Леонид Диденко
ФОТО: Алиса Селезнева «Поэтический СЛЭМ в Воронеже»