После завершения очередного Платоновского фестиваля искусств прошло достаточно времени, чтоб о нем можно было поговорить без цветов и аплодисментов. Как признали на итоговой пресс-конференции его организаторы, фестиваль пришел «на распутье». Возможно, некоторые наблюдения и отзывы с недавних концертов, спектаклей и выставок помогут ему выбрать дорогу.
Необходимая, полагаю, оговорка: я не эксперт ни в одном роде искусства, поэтому пишу о нем как относительно просвещенный, доброжелательный и заинтересованный зритель и слушатель. И как таковой составляю мнение, которым вправе поделиться.
«Фестиваль достиг того масштаба, авторитета в культурном сообществе и общественного резонанса, которые ставят его в ряд крупнейших российских событий в области культуры и искусства, – заявил директор Платоновского Михаил Бычков после его окончания, -
Мы подошли к важной черте, или, если угодно, перепутью. Увеличивать количество фестивальных событий, расширять фестивальную программу далее бессмысленно. Нужно работать над совершенствованием ее содержания».
Вынужден не согласиться с первой частью высказывания, зато абсолютно согласен со второй. К сожалению, за пределами Воронежа Платоновский фестиваль мало кому интересен. Хотя мог бы: жителям соседних областей, у которых подобного события в календаре нет, и потоку людей со всей страны, едущих через Воронеж на юг как раз в начале июня. Они бы могли задержаться в пути на денек-другой и сходить на концерт знаменитого дирижера или на получивший известность спектакль. Возможно, это еще произойдет. Но в целом это внутреннее воронежское событие.
Признаться, я не слишком пристально следил за событиями Третьего Платоновского фестиваля, да и был не на многих. Однако и мне бросилась в глаза чрезмерная эклектика фестивальных акций. Насколько я понимаю, цель фестиваля – познакомить воронежцев с современным искусством России и мира. И, вероятно, подогреть общий интерес к художественной культуре: люди, которые не ходили в Оперный или филармонию слушать классическую музыку, придут на те же произведения в исполнении знаменитых столичных солистов и дирижеров во время фестиваля. Потом, вероятно, будут бывать в Оперном чаще раза в год. Опять же, масштабная рекламная кампания Платоновского: даже те, кто не пойдет, хотя бы узнают и запомнят имена – тоже польза. Разговоров об искусстве за фестивальные две недели слышишь (и читаешь в соцсетях), наверное, не меньше, чем за весь остальной год. Причем от людей, от которых интереса и внимания к современному театру или академической музыке не ждешь в принципе.
Первый Платоновский в 2011 году привел весь город в восторг – уже хотя бы потому, что такого раньше не было. Да и состав участников впечатлял: Давид Герингас, Гидеон Кремер, квартет имени Бородина, театр имени Станиславского. После каждого имени и названия хочется поставить минимум строчку восклицательных знаков. Фестиваль 2012 года произвел две сильные и удачные инновации: в программе появилась грандиозная Книжная ярмарка, а в театральной части – проект «Спектакли Золотой маски». Ярмарка сопровождалась приездом десятка писателей российской премьер-лиги: Виктор Ерофеев, Захар Прилепин, Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский, Борис Екимов и другие. Которые, как и следовало ожидать, оказались блестящими и интереснейшими собеседниками.
Но недавно завершившийся фестиваль производил впечатление собранного с мира по нитке. Да, на книжной ярмарке было больше издательств, был писательский десант – но среди его участников не было людей, появлявшихся в последние годы в шорт-листах заметных литературных премий. За исключением Дмитрия Быкова, который прочитал лекции о Платонове и Мандельштаме. Быков прекрасный историк русской литературы ХХ века, но эти лекции можно бы с тем же успехом просто почитать на бумаге или с монитора.
Я плохо понимаю, зачем было включать в фестивальную программу Евгения Гришковца. Во-первых, он бы приехал с новым спектаклем без всякого фестиваля – у него есть своя аудитория, которая готова платить за билеты «Гламурного театра». Во-вторых, Гришковец – это первый шаг к «Камеди клабу», как канабис – первый шаг к героину. Поостеречься бы. К Zdob si Zdub это тоже относится.
Возить провинциальные театры, один аж из Южно-Сахалинска, наверное, надо, но фестиваль все-таки затевался для того, чтобы познакомить нас с вершинами. Причем название «фестиваль имени Платонова» стало пониматься буквально: в нем должно быть как можно больше спектаклей и выставок, связанных с Андреем Платоновым. «Фро», «Река Потудань», «Чевенгур», «Невозможное», «Живя главной жизнью», несостоявшиеся «15 красных избушек». Да, Платонова у нас знают плохо, его нужно ставить и показывать, но превращать фестиваль искусств в мемориал писателя – явный перебор. И, кстати, чтение платоновской прозы со сцены провалилось еще в прошлом году, и можно было не повторять эксперимент.
И еще один неприятный штрих: не надо думать, что для провинции второй сорт – не брак. Иначе мы так провинцией и останемся. Лично я получил огромное удовольствие от балета Михайловского театра, но более сведущие и внимательные зрители отметили несрепетированость труппы. А люди, которые были на постановках Начо Дуато в самом Михайловском, в Санкт-Петербурге, утверждают, что «видели совсем другой балет». Примерно то же говорилось о московской Студии театрального искусства Сергея Женовача, спектакли которой занимали много места в театральной программе. Да, СТИ получила «Золотую маску» за «Реку Потудань», но не с этими актерами, не со студентами. «Мы студия ищущая, - попытался взять себе индульгенцию Женовач в разговоре с журналистами.
Позволю себе сослаться на мнение Эдуарда Боякова, которое он опубликовал на своей странице в Фейсбуке:
«…большое разочарование. В спектакле потеряно то, что было безусловным у Женовача всегда - интонация, контакт со зрителем. Актеры кривляются, Платонова не слышат, в текст не попадают, расцвечивают его там где не нужно, проглатывают его там, где у Платонова смысл и акценты. И весь театр такой же - жеманный и неискренний, от этого напряженный и нарочитый, желающий, чтобы похвалили и умилились. Чему? Картошке и кружкам алюминиевым? Нельзя так с Платоновым, он не прощает... Он зеркалит и показывает содержание спектакля - ну не получилось у парня с девушкой переспать. Жалко. Не более...» Сходные отзывы я слышал и постановке СТИ по чеховским «Записным книжкам». Когда делаешь конфетку – не надо экономить на орехах и шоколаде. Потому что получится съедобно, но невкусно.
Перечисленное не отменяет ни благотворного влияния фестиваля в целом на Воронеж, ни его удач: израильского «
Deca Dance», французского «Шепота сцен», московской «Практики», Бориса Березовского, традиционного концерта в Рамонском замке. И, конечно же, концерта нового лауреата Платоновской премии Михаила Плетнева. Как сказал тот же Бояков, «лучше концерта Плетневского оркестра может быть только еще концерт Плетневского оркестра». Многие отметили как яркое событие открытый концерт украинской «Даха-Браха», но качество звука…
Вот именно таким хочется видеть будущий Платоновский фестиваль: писатели с «Большой книгой» или «Нацбестом», столичные и европейские труппы и солисты, известные проекты, современный балет и современный театр. Что касается последнего – здесь несомненной удачей состоявшегося фестиваля надо назвать «Педагогическую поэму» таллиннского Театра№99. Во всяком случае, на холодный прием и отсутствие реакции публики эстонские театралы пожаловаться не могут. Судя по прессе и соцсетям, о «Педагогической поэме» будут говорить до следующего Платоновского. К сожалению, не о том.
Автор текста: Леонид Диденко