Николай Бердяев
В День города испытал мучительную боль за родной Воронеж. Мы гуляли с дочкой по улице Героев Стратосферы, и я думал о том, как проанализировать уровень подготовки властей к 425-летию, взвесив и недостатки, и положительные стороны. И вдруг споткнулся. «Папа, бух!» -- развеселилась дочь. Но мне было не до смеха.
Какое-то время назад на улице убрали рельсы, и минимум пол-лета на месте них был ров. Ко Дню города асфальт появился (пока без разметки), но тротуарная часть, по которой мы гуляли, осталась недоделанной. Вскрытой. У бывшей гостиницы «Восток» я заметил свежеразрытую яму, а на кольце у авиазавода -- горы стройматериала. Знаю, что у Ил-2 ближе к вечеру собираются пьянчужки, в основном молодежь. Ребята затариваются в магазинчике, где раньше отмечались водители троллейбусов и трамваев и где продавали проездные.
А ведь 25 лет назад на той же улице все было по-другому. Чтобы перечислить торговые и социальные объекты, которые здесь располагались, не хватит пальцев двух рук: хлебный, мясной, молочный, книжный, кожгалантерейный магазины, «Малыш», «Ткани» и три гастронома. На небольшой, максимум километровой улочке были фотоателье, газетный киоск, почтовые отделения, гостиница, два детсада и 41-я школа. Был еще какой-то магазин или даже два (точнее не припомню). Там продавали какой-то ширпотреб. Мне моя родная улица казалась центром Вселенной.
С тех пор многое изменилось. В окрестностях больше не функционируют кинотеатр «Родина» и «Буран» ветшает, а в отделанном года четыре назад парке Авиастроителей не хватает каруселей и летнего кинозала из моего детства. Сейчас на улице Героев Стратосферы на месте бывшего 14-го гастронома -- магазин алкогольной сети, в 41-й школе квартирует один из филиалов московских вузов. И если в центральной части Воронежа снесли «Россию», то на его левобережной окраине -- продали «Родину». Бывшее здание кинотеатра занимает община мормонов.
Я отношусь к той категории горожан, которые застали празднование всех юбилеев Воронежа: 400-летнего -- в 1986-м и 425-летнего -- в 2011 году. Других не отмечали. И я хорошо помню компостеры с юбилейным логотипом в общественном транспорте. Город получил Северный мост, спорткомплекс «Юбилейный», отреставрированную «Факел» только вылетел из высшей лиги.
Что же мы имеем сейчас? Безусловно, ввод в эксплуатацию ВПС-4, решающий многолетнюю проблему бесперебойного обеспечения водой жителей Коминтерновского района, набережную Массалитинова, школу на улице 9 Января, отреставрированный драмтеатр, в котором до конца года обещают показать первые спектакли. «Факел» вынесем за скобки. А остальные, пусть и локально важные объекты -- такие, как площадь Ленина, проспект Революции, отремонтированные фасады зданий или дороги, -- в исторические хроники, на мой взгляд, не войдут. Как точно так же не вошли многие архитектурные памятники, обновленные к 400-летию Воронежа.
Знаковое событие - Благовещенском соборе, но нисколько не жалею. Церемония возведения в архиерейский сан –- хиротония -- была и уникальна (в Воронеже она проходила впервые), и красива. Теперь в нашей епархии два епископа -- Сергий и Андрей. А вот в обновленный парк «Алые паруса» мы с дочкой не попали. Говорят, там было столпотворение.
Один мой товарищ, работающий редактором киевской газеты, к репортажу про тамошний День города поставил заголовок «На Дне», чтобы подначить чиновников, которые обещали больше, чем сделали. Тут вам и пьеса Горького, вызывающая известные ассоциации, и отражение сути. По-моему, несмотря на претензии, которые по юбилею Воронежа можно предъявлять и чиновникам, и подрядчикам, у нас -- не тот случай. Да, многие планы -- в частности, по переносу памятника Кольцову на бульвар его имени -- не осуществились. Да, завершение строительства окружной дороги или спуск на воду «Гото Предестинации» отнесены на 2012 год. Но в целом сработали хорошо, пусть и в спешке, пусть и с недоработками. Так ведь и городом в последние десять-двадцать лет толком никто не занимался. Воронеж хирел и беспардонно, незаконно застраивался.
После того как отшумели митрополит Сергий, город без человека схож с камнем. А человеку хочется комфортно жить. Так, скажем, как жилось мне 25 лет назад на улице Героев Стратосферы.