Спросите приватно у любого судьи, и он расскажет, что серьезных дел по наркотикам до суда доходит мало, а если и доходят, то в основном против мелких сошек -- наркокурьеров или сидящих на игле продавцов. Ну или тех граждан, кому подкинули пакетик за несговорчивость и отказ сотрудничать по вопросам, никак не связанным с наркотой.
Недавно в одном из федеральных изданий приводился подробный анализ того, какая именно силовая структура крышует наркотрафик из Афганистана, Ирана, Средней Азии. Журналистские откровения можно было бы назвать наветом, но, с другой стороны, без мощной поддержки наркотики едва ли получили бы широкое распространение в наших мегаполисах, на их улицах и во дворах. И если каждый третий посетитель аптеки -- не согбенный дед или причитающая пенсионерка, а мутный тип, спрашивающий шприц и нашатырь, если рецепт приготовления любого наркотика в Интернете может найти ребенок, если суды, как правило, отправляют за решетку лишь того, кто в состоянии потратить тысячу-полторы в день (заработанных, например, на кражах автомагнитол) на дозу, а те, кто обеспечивает транзит и оптовую продажу зелья на местах, спокойно пополняют свои счета в банках, значит, и говорить-то особо не о чем.
В конце сентября в облпрокуратуре шел долгий разговор о проблемах наркомании, и было заявлено, что за восемь месяцев число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло на 8%, нижняя граница наркозависимости снизилась до 11 лет, а раскрываемость наркопреступлений упала с 84% до 77%. О чем говорит статистика? Да, кажется, ни о чем. По крайней мере, никакого перевеса у наркоборцов в поединке с отравой нет. Что-то, конечно, меняется. К примеру, перестали открыто продавать мак на мини-рынках. Зато ночные клубы заполонил амфетамин.
Один знакомый правоохранитель поделился своим рецептом того, как, на его взгляд, можно реально бороться с распространением "дури". "Одно условие -- у всех, кто так или иначе греет руки на наркотиках, должны быть дети, -- сказал он. -- И всех их детей нужно подсадить на иглу. Жестоко, конечно, но эффективно. А по-другому -- никак".