Никелевые женщины
Общественный совет по контролю за разработкой никеля провел первое заседание
Никелевая тема уже испортила воронежцев сильнее, чем москвичей квартирный вопрос. Вчера довелось присутствовать на очередном заседании общественного совета при облдуме по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений региона. Вел данное мероприятие член корреспондент РАН, заведующий кафедрой минерологи и картографии ВГУ, профессор Николай Чернышов. На его нелегкую долю выпало на протяжении двух часов не столько оценивать предварительные итоги мониторинга экологической обстановки на месте будущих разработок, сколько взывать к элементарному порядку некоторых активистов. Особенно печально, что громче других себя вели представительницы прекрасного пола.
Общение населения с УГМК: форум Добыча никеля в Воронежской области
Наверное, всему виной излишняя нацеленность на результат. На желание быть услышанной чаше других и большим количеством людей. Для этого приходится постоянно держать руку на пульсе, то есть на кнопке включения микрофона, перебивать и перекрикивать докладчиков, которые заметно старше тебя. Как еще можно объяснить тот факт, что после квалифицированного разноса Чернышовым программы Уральской горно-металлургической компании, лидер борисоглебской общественной организации «Зеленая лента» Валентина Боброва все равно была не довольна выступлением эксперта. Девушка даже обрушилась с обвинениями в адрес профессора (пришедшего на совет с осипшим голосом, после четырех часов лекций), что тот считает воронежцев малообразованными. Спикер облдумы Владимир Ключников от такого коварства пригрозил следующий раз не допускать Боброву к микрофону.
А разговор зашел о первых итогах работ по программе «Анализ фонового состояния окружающей среды в пределах лицензионных участков месторождений медно-никелевых руд Еланское и Елкинское». Оба докладчика по данному вопросу – завкафедрой почвоведения ВГУ, профессор Дмитрий Щеглов и завкафедрой гидрогеологии университета, профессор Виктор Бочаров – сошлись во мнении, что представленная программа, мягка говоря, сырая. Работы по ней ведутся всего ничего и о каких-то конкретных результатах говорить рано. Но председателю совета Чернышову нашлось, что сказать.
«Я крайне недоволен программой, которую предложил УГМК, - отрезал Николай Михайлович. - Она не учитывает колоссальное количество проблем. Все расходы на этот год записаны на уровне 12 млн рублей, но как можно за такие деньги провести экологические исследования колоссальной территории? Нужна нормальная смета. То есть, рассчитано на то, что здесь сидят совершенно безграмотные люди. По нашим с профессором Владимиром Эйтингоном расчетам, в текущем году на программу должно быть направлено 70-75 млн рублей. А ученым из обещанных средств дали пока всего 6 млн. Это характеризует фирму, с которой нам предстоит работать».
По словам Чернышова, совет продолжает работать без конкурсных документов, характеризующих месторождения: «Мне становится очень неудобно, когда из печати я узнаю, что общее ресурсное содержание никеля 641 тыс. тонн. Это липа. Там более 1720 тысяч. У нас месторождений на сотни лет. Я считаю, этот вопрос изменит облик области. Призываю всех совершенно спокойно обсуждать проблему, говорить «да» или «нет», надо очень аккуратно. Мы ничего не скрываем, наша главная задача – разобраться, пока еще ни одной скважины не пробурили. Кстати, сейчас говорят, что они собираются бурить на 1200 метров, значит, еще 800 метров оставляют в земле? А если посмотреть на их шахты, то надо сразу вставать и уходить отсюда. Я хочу, чтобы мы работали последовательно. Экологию надо изучить. Нам повезло, что такое исследование есть, а мы от него начинаем отказываться. Нам противники никеля говорят мышьяк, да его всего в Еланском месторождении 0,144 милиграмма, а должно быть 500 граммов, чтобы он представлял опасность. Повторюсь, складывается впечатление, что в УГМК рассчитывали, что пришли в провинцию, где сплошная темнота. А оказалось, народ многое знает. Я этому рад, но надеялся, что мы все будем работать, а в итоге то и дело слышу одно – «никель нам не нужен». Тогда предложите свой вариант, чтобы область жила богато».
Руководитель управления регионального развития области Андрей Марков попробовал оправдать бунтовщиков: «Отдельные члены совета посчитали, что началась разработка. Это всего лишь мониторинг среды, да еще за чужие деньги». В перспективе управленец предложил вынести на обсуждение совета вопрос об ответственности за демагогию, дилетантство, неумение поставить вопрос и услышать на него ответ. «Мы только сообща можем принять решение, какие требования предъявить УГМК. И если нас не устроит их ответ, сделаем все, чтобы отменить проект», - резюмировал Марков. В итоге члены совета, казалось бы, пришли к общему выводу, что от УГМК необходимо потребовать доработать представленную программу (с возможным увеличением ее финансирования), представить в совет всю необходимую документацию, и обеспечить участие в заседаниях квалифицированных представителей компании. В конце концов, кому больше всего нужно, чтобы общественное мнение смирилось с разработкой никеля в Новохоперске?
Самое интересное, что, уже прейдя в редакцию, я познакомился с текстом письма еще одной жительницы Борисоглебска, позиция которой в корне отличается от выступлений Валентины Бобровой.
Ко всем женщинам области обращалась Наталья Авдеева, председатель общественной организации Борисоглебска «Женский совет»: «Мы, женщины, матери, бабушки, переживаем за будущее наших детей, так, как никто другой! У нас не политическая организация, нас не интересует борьба за власть, но нам важны жизнь, здоровье и благополучие наших сыновей, дочерей, внуков. Именно поэтому мы не можем оставаться в стороне от обсуждения вопроса о перспективах добычи никеля. И именно поэтому нас тревожит то, что рассмотрение проблемы выливается либо в прямое устрашение людей со стороны противников разработки никеля, либо в абсолютное спокойствие инвесторов, непонятное для жителей и вызывающее их возмущение. На теме, касающейся будущего наших детей, подчас спекулируют силы, которых интересует сиюминутная политическая выгода. Становится непонятно, для чего мы идём на митинги с детьми и колясками – то ли для того, чтобы отправить политиков в отставку, то ли для того, чтобы обратиться к власти, пригласить её к диалогу для получения достоверной информации по волнующему нас вопросу из уст профессиональных и независимых специалистов. Всё это нагнетает напряженность, сеет страх и истерию, но не решает саму проблему».
И далее Авдеева приглашает всех к разумному диалогу, напоминая, что губернатор
Алексей Гордеев уже дал понять - вопрос о добыче никеля не решен окончательно. «
Так давайте воспользуемся своим правом, самостоятельно, разумно и всесторонне разберемся в том, что из себя представляет проект по разработке медно-никелевых месторождений. И только тогда выскажем свое взвешенное, здравое и обоснованное мнение. Вне всяких сомнений, его услышат»!
Какими все-таки разными бывают женщины.