В Воронеже активно продолжается обсуждение внедрения системы BRT или, как его называют у нас, метробуса. Ожидается, что такой формат организации движения общественного транспорта позволит ускорить перемещение по городу и добиться более надежной (хотя бы на магистральных направлениях) работы подвижного состава. Как такового, правда, проекта пока нет. Он должен появиться до конца текущего года. Однако информации, на которую можно в той или иной степени опираться, достаточно.
Пробуем максимально подробно разобраться, какие изменения в ближайшие годы ждут пассажиров общественного транспорта в Воронеже, к чему готовиться автомобилистам и позволит ли строительство BRT предотвратить катастрофу, которые эксперты предрекают одной из самых проблемных городских отраслей.
Что такое метробус?
Метробусом или скоростным автобусом в России называют систему BRT (Bus Rapid Transit), при которой общественный транспорт на определенных участках получает полный приоритет в движении. Это не какой-то специальный вид транспорта.
Обслуживает эту систему подвижной состав большой вместимости, который ходит по расписанию (прим. – впрочем, так должен работать любой общественный транспорт) по обособленным – чаще всего физически, хотя это и не железное правило – полосам движения, расположенным, опять же, как правило, по центру дороги. Работу светофоров подстраивают под это расписание, чтобы на перекрестках транспорт практически не задерживался или не стоял вовсе. Посадка и высадка пассажиров метробуса осуществляется на платформах, похожих на трамвайные.

Если пытаться сравнивать, то BRT – это такое метро, только наземное, то есть куда более дешевое в плане строительства и обслуживания.
Первым из городов постсоветского пространства, где появился «коридор» скоростного автобуса, стал Алматы. Там такую систему разработали в 2014 году, а запустили в 2018 году (правда, не полностью). Несколько лет назад скоростной автобус появился и в Тбилиси. Аналогичные форматы внедряются в Белгороде (улица Щорса) и Москве (например, Череповецкая-Лескова-Широкая), планы по внедрению метробуса, после окончательного отказа от трамваев, появились у Тюмени (правда, только после 2030 года).
В Воронеже про метробус заговорили впервые в 2021 году. А в феврале 2025 года проект – на основе материалов «РосдорНИИ» – презентовали на днях региона в Совете Федераций. Власти говорили о том, что к 2030 году в городе появится инфраструктура протяженностью в 74,5 км. Стоимость работ тогда оценивалась в 17 млрд рублей.

И как это будет выглядеть?
В Воронеже сейчас функционируют специальные выделенные полосы для общественного транспорта, организованные в крайних правых полосах. Но работают они с определенными погрешностями. Сказывается большое количество перекрестков (а поворачивают автомобилисты как раз с «выделенок»), выездов из дворов и подъездов к различным объектам, опять же, парковки. Поэтому «коридор» для общественного транспорта и намереваются делать в центре, правые полосы в таком случае вернут автомобилистам.
Пока речь идет о создании одной линии метробуса, которая пройдет по Московскому проспекту и Плехановской – от главного корпуса Воронежского госуниверситета до аэропорта, с заходом в Ямное. Обозначенные участки являются самыми загруженными: ежедневно по Плехановской общественный транспорт перевозит около 60 тысяч пассажиров, а по Московскому проспекту – примерно 70 тысяч.
Исполняющий обязанности директора академии транспортного планирования Российского университета транспорта Владимир Пащенко отмечает, что в результате «перемены слагаемых» выиграют не только пассажиры общественного транспорта, но и автомобилисты.
«Перенос выделенных полос справа налево снижает число так называемых конфликтных пересечений на 83,5%, что выгодно всем участникам дорожного движения. Левосторонние выделенные полосы позволят избежать заторов с поворачивающими автомобилями во дворы, на второстепенные улицы», – поясняет эксперт.
Ранее было озвучено, что для организации инфраструктуры под метробус потребуется строительство посадочных платформ длиной 40 метров и шириной 3 метра в центре дороги, где смогут останавливаться одновременно два больших автобуса. Попасть на «остановки» можно будет по пешеходным переходам.
По имеющейся информации, власти планируют использовать под обслуживание метробуса автобусы и троллейбусы особо большого класса – «гармошки». Один такой 18-метровый «вагон» способен перевозить одновременно до 150 пассажиров. В апреле 2025 года власти заявили, что такие автобусы выйдут на улицы города уже до конца этого года. Помимо прочего, такой транспорт частично может помочь справиться с дефицитом водителей.
Губернатор Александр Гусев поручил ускорить проектирование метробуса и начать переход к строительству.
«Нужно не ждать, а использовать уже существующую инфраструктуру — будь то троллейбусы с автономным ходом, электробусы или другие решения. Главное — начать», – заявлял глава региона в апреле.
«РосдорНИИ» ранее уже разрабатывало для Воронежа комплексную схему транспортного обслуживания (КСОТ). В него же была включена концепция, причем довольно подробная, метробуса. Собственно, их и презентовали в феврале в Совете федераций.
Иллюстрации предоставлены «РосдорНИИ».
В правительстве Воронежской области журналистам 36ON пояснили, что на сегодняшний день как такового проекта нет, техническое задание на стадии подготовки. Следующий этап – объявление конкурса на разработку проекта.
Буквально накануне стало известно, что на разработку проектно-сметной документации потратят из бюджета 163 млн рублей. Основываться, предположительно, этот проект в определенной степени будет на разработках «РосдорНИИ» 2022 года.
Звучит прогрессивно, но есть вопросы
В общих чертах все понятно, но если «смотреть на местности», возникает много пробелов. Например, будет ли ходить по обособленному «коридору» весь общественный транспорт города от «Газелек» и ПАЗиков до троллейбусов? И не получим ли мы в таком случае одну сплошную пробку? Что будет, если на физически обособленной линии случится ДТП? И сколько полос останется автомобилистам, если под метробус заберут две полосы плюс место под остановки?
Попросили ответить на обозначенные вопросы одного из главных воронежских экспертов в теме транспорта, представителя сообщества «Город и транспорт» Юрия Новикова.
По новым «выделенкам» в центральной части дороги будет ходить весь воронежский общественный транспорт?
«Автобусы и троллейбусы все поедут на «выделенку». При этом после введения в эксплуатацию метробуса, маршрутная сеть должна быть перестроена и оптимизирована. Количество маршрутов на Московском проспекте и Плехановской сократится. Подвижной состав, обслуживающий эти маршруты, укрупнят до большого и особо большого класса – «гармошек». Причем речь не только об автобусах, но и о троллейбусах с автономным ходом. В России и в Беларуси такой транспорт производится. С этим проблем не будет. Белорусские образцы используются в Санкт-Петербурге, и прекрасно себя там зарекомендовали».
«Газели» в коридор метробуса заводить не будут. Пожалуй, одно из исключений, говорит общественник – маршрут №55. Просто потому, что в тот район ничего крупнее не пустишь, а выпустить его с Лидии Рябцевой, кроме как на Московский проспект, некуда.
«Естественно, даже при пересмотре маршрутной сети, большая ее часть останется. Никуда не денутся маршруты вроде №5 и №90, №49. Возможно, они будут иметь другую нумерацию, добавится буква «М». «Газели» № 25, 37, 97 – либо изменят класс на более крупный, либо уйдут на параллельные улицы. «ПАЗиков» тоже станет существенно меньше, причем будет ставиться задача, чтобы автобусы среднего и малого класса локально проходили несколько кварталов, чтобы затем уйти на другие улицы».

В Воронеже предполагается физическое обособление коридора под метробус? В таком случае что будет, если произойдет ДТП или один из автобусов сломается?
«Да, думаю, что мы пойдем по пути физического обособления, причем хорошим капитальным забором. Это необходимо, чтобы туда наверняка не заезжали автомобилисты.
В случае ДТП ничего страшного не произойдет. Полосы две. Если сломанный транспорт перекрывает одну из полос, остальной подвижной состав объезжает его по другой. Это же не трамвай. Если речь об аварии, в результате которой перегорожены оказываются обе полосы, то подвижной состав метробуса будет объезжать заблокированный участок в общем потоке. Блокируется только один перегон, а значит на любом перекрестке (прим. ред. – там ограждения, само собой, не поставят) будет «гейт» – точка входа. Да, при таком раскладе теряется время, но подобные аварии случаются редко».
Предусмотрена ли синхронизация светофоров с движением метробуса или подвижной состав в любом случае будет стоять на перекрестках? Иными словами, ничего не изменится по сравнению с нынешними «выделенками» за исключением наличия машин на поворотах.
«Предполагается, что вся система регулирования дорожного движения будет перестроена таким образом, чтобы обеспечить приоритетный пропуск метробуса. Общественный транспорт в таком случае будет ориентироваться по собственному, так называемому «лунному» светофору, который будет находиться на линии метробуса.
Работа светофоров будет синхронизирована, в том числе, при возможности, с расписанием метробуса. Такая технология есть. Просто нужно делать все сразу и по уму».
Получается, остановки будут организованы в центре дороги и попадать к ним пассажиры будут по обычным наземным пешеходным переходам?
«Платформы будут организованы по центру, размер каждой составит 40 метров в длину и 3 метра в ширину. На каждой будут установлены павильоны для защиты от дождя/ветра с лавочками, возможно, с USB-зарядками, а также с экранами с расписанием транспорта.
Фактически, платформы будут занимать полосу. Специалистами Российского университета транспорта проверено, что везде, где запланирована такая станция, можно сделать расширение Московского проспекта. При этом сам проспект в районе остановок, грубо говоря, начнет немножко вилять, однако это окажет только благотворное влияние на трафик.
Переход на платформы будет осуществляться по наземным пешеходным переходам со светофорами. По большому счету, для автомобилистов концептуально ничего не изменится. Организация остановок предусматривается там, где уже есть светофоры. Просто в будущем люди будут переходить не только с одной стороны дороги на другую, но еще и на станцию».

Сколько полос останется автомобилистам, если мы отдаем две из шести полос Московского проспекта под метробус и еще три метра – платформы?
«Две полосы для метробуса и по две полосы для автомобилистов сохраняются на протяжении всего маршрута.
При этом автомобилистам даже станет проще. Правый ряд будет освобожден, на полосы смешанного движения автобусы лезть не будут, разве за исключением особо крупных аварий. Соответственно, будет меньше конфликтных точек. Движение пойдет еще быстрее, чем сейчас, с «выделенкой» в правой крайней полосе».
При этом метробус все равно не решает всех проблем общественного транспорта в Воронеже? Можно лишь надеяться, что мы получим более быстрое и, вероятно, надежное обслуживание на линии Плехановская – Московский проспект?
«Безусловно, всех проблем с общественным транспортом метробус не решит. Дефицит водителей у нас никуда не денется, но это другая история, которую нужно решать немножко по-другому.
Метробус позволит обеспечить предсказуемое движение общественного транспорта. Чтобы мы перевозили бОльшее число людей меньшим количеством транспорта.
Если мы наладим прохождение Московского проспекта быстрее, вернем советские нормативы – от «Заставы» до ВГУ за 9 минут, от «Заставы» до «памятника Славы» за 10 минут, а от памятника до студгородка за 12 минут – то нам потребуется намного меньше техники, чтобы участок обслуживать, потому что они не будут расходовать время на стояние в пробке.
В проекте BRT нет ничего космического или сверхъестественного. Воронежу он по силам. А дальше можно масштабировать этот проект сколько угодно. Специалисты «РосдорНИИ» уже «нарисовали» линии метробуса по многим улицам Воронежа – по Кирова, Кольцовской, Ленинскому проспекту».
При этом до строительства инфраструктуры под метробус в Воронеже еще много предстоит сделать. Например, проверить состояние подземных коммуникаций. Совсем недавно в Воронеже на Московском проспекте случилась вторая за три года крупная авария на канализационном коллекторе, из-за которой одну из главных магистралей города пришлось частично перекрыть на неделю.
В мэрии нам пояснили, что в рамках выполнения работ по проектированию метробуса специалистами подрядной организации будет проведена оценка состояния коммуникаций на Московском проспекте.
«Пока дата проведения торгов на поиск подрядчика не определена».
Что покажет эта экспертиза и что будет в случае, если встанет вопрос о замене коммуникаций – другая история.
А пока подводим итог. Планы по строительству метробуса в Воронеже кажутся вполне реализуемыми. Особенно сравнивая их с тем, что когда-то в городе собирались рыть метро, а затем строить систему легкорельсового транспорта (прим. – трамвай в столице Черноземья надежно похоронили еще в нулевые). Другое дело, что делать нужно не как всегда, а сразу и по уму. Чтобы не пришлось демонтировать остановки и ограждения, скажем, из-за аварии на коллекторе.