Бюджет Воронежа обсудили на публичных слушаниях в гордуме в понедельник, 25 ноября. Аншлага не случилось: на мероприятие зарегистрировались всего 15 горожан, а выступили и того меньше – лишь пятеро. Пробки на дорогах, серьезные проблемы с общественным транспортом, уборкой улиц и отсутствие велодорожек: что волнует воронежцев, какие суммы закладывают на решение этих проблем в городе и почему из года в год ситуация не меняется – разбираемся в специальном материале.
Для начала немного официальных цифр. Из проекта бюджета на 2025 год следует, что его общая доходная часть бюджета составит 43,9 млрд рублей. При этом расходы вырастут до 45,3 млрд рублей. Дефицит бюджета сократится до 1,35 млрд рублей (7,6%).
Больше половины средств – 56% (25,4 млрд рублей) – будет направлено на социальные статьи расходов. Около 20 млрд рублей выделят в 2025 году на образование. На мероприятия в области ЖКХ планируют потратить порядка 1,3 млрд рублей. На спорт – больше 600 млн, на экологию – 550 млн рублей.
Расходы на реализацию муниципальных программ в 2025 году составят 44,8 млрд рублей:
- «Развитие образования» – 25 млн рублей
- «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения» – 490,9 млн рублей,
- «Обеспечение коммунальными услугами населения» – 2 млн рублей,
- «Обеспечение общественного порядка» – 82,7 млн рублей
- «Защита от чрезвычайных ситуаций» – 246 тыс. рублей,
- «Развитие культуры» – 1,6 млн рублей,
- «Охрана окружающей среды» – 550 тыс. рублей,
- «Развитие физической культуры и спорта» – 1,9 млн рублей,
- «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 74 тыс. рублей
- «Развитие транспортной системы» – 6,8 млн рублей,
- «Управление муниципальным имуществом» – 178 тыс. рублей,
- «Управление муниципальными финансами» – 2,1 млн рублей,
- «Формирование современной городской среды» – 176,2 тыс. рублей,
- «Муниципальное управление» – 3,2 млн рублей.
При этом на одну из самых проблемных отраслей столицы Черноземья – общественный транспорт – направят только 200,1 млн рублей. Причем практически вся сумма – 189 млн рублей – уйдет на оплату лизинга.
«Общественный транспорт Воронежа находится в удручающем состоянии, – напомнил собравшимся общественник Юрий Родионов во время своего выступления в гордуме. – На рынке бушует дефицит водителей, на линиях идёт недовыпуск, а у предприятий большая текучка кадров. В случае электротранспорта ситуация ещё хуже из-за проблем с подвижным составом, состоянием энергохозяйства, а также нехваткой рабочих бригад».
В 2024 году в городе повысили тариф на проезд. Теперь воронежцы платят картой 31 рубль, наличными – 33 рубля. Однако этого недостаточно, – в один голос заявляют перевозчики. Родионов считает, что рост тарифа в лучшем случае поможет не допустить краха отрасли в ближайший год.
«Ни о каком улучшении ситуации пока что говорить не приходится. И в этих непростых условиях наш бюджет продолжает игнорировать такую строку расходов, как общественный транспорт: 200 миллионов, из которых 189 — лизинговые платежи. На что мы вообще рассчитываем в такой ситуации?»
Заместитель руководителя городского управления транспорта Андрей Астанин признал, что «привлекательность общественного транспорта падает», как и качество перевозок. Спикер рассказал, что в следующем году планируется вновь вернуться к вопросу индексации существующего тарифа. Кроме того власти возлагают надежды на заключение новых контрактов. В процессе этого будут пересматривать и оптимизировать маршрутную сеть. Ключевых решений, которые кардинально позволят улучшить работу автобусов и троллейбусов в городе, судя по всему, воронежцам ждать снова не придется.
В отсутствии нормального общественного транспорта власти толкают воронежцев на то, чтобы пересаживаться на собственные автомобили. Но и здесь есть подвох: пробки.
«В последние годы роль бюджета сводится к освоению целевых средств на те или иные программы, – считает общественник Виталий Иванищев. – Построено много школ, виадуков, положены огромные поля асфальта и тротуарной плитки. Однако главная цель всех строек – это не улучшение жизни воронежцев».
Иванищев заявляет, что воронежцам не принесла счастья ни дорога по улице Крынина – разве что возникла новая проблема в виде ночных гонщиков, а пробок меньше не стало, не принесет счастья и Остужевская развязка или дублер Московского проспекта.
«За счет Остужевской развязки пробка поднимется на 10 метров вверх и на пару километров в сторону. При этом рвется связь по Переверткина, рушится ТПУ на пересечении Остужева и Ленинского проспекта. А дублер не поможет разгрузить город, потому что дополнительный поток со Свободы только ухудшит ситуацию на Кольцовской».
Развитие темы дорожной инфраструктуры продолжилось обсуждением строительства велодорожек. Как напомнил Юрий Родионов, сейчас у нас на весь город такой инфраструктуры всего 23 километра. Согласно ПКРТИ, к 2027 году в городе должно появиться 58 километров велодорожек, причем большая их часть – в центральной части.
Тема оказалась актуальной даже не столько из-за заботы о велосипедистах, сколько о пешеходах. Дело в том, что велодорожками пользуются еще и пользователи электросамокатов, электровелосипедов, а также мопедов и скутеров (на них часто передвигаются курьеры, например). В отсутствии подходящей инфраструктуры, они заезжают на тротуары, где легко могут сбить пешеходов.
«Чем дольше мы откладываем решение этих проблем, тем больнее они ударят нас в будущем. ДТП с СИМами — это не проблема завтрашнего дня, это уже проблема сегодняшнего дня», – добавил Родионов.
С уборкой улиц в городе дело тоже обстоит неважно. Общественник Константин Квасов акцентировал внимание на вывозе песко-соляной смеси после зимнего периода. Прошлой весной уборка затянулась, а город превратился буквально в пустыню с барханами. Спикера заверили: средства в бюджете на это предусмотрены. Также Квасов говорил об установке новых памятников (на этот раз обошлось без Хоя), реконструкции общественных пространств. В частности, общественник отметил необходимость выделения средств на реконструкцию территории от ВОГРЭСа в сторону Шилово: речь и про автомобильную дорогу, и про пешеходную набережную.
Воронежские общественники видят еще одну большую проблему: город один за другим теряет исторические здания.
«Воронеж живёт без генерального плана и продолжает терять знаковые объекты. Уже снесён ДК им. 50 лет Октября, на очереди кинотеатр «Мир» и фабрика «Работница». В кулуарах ведутся разговоры о выносе СИЗО №1 за пределы города», – рассказывает Иванищев.
Спикер отмечает, что во всех этих локациях – в следственном изоляторе тоже (ну а что, в мировом контексте опыт отнюдь не новый) – могли бы появиться арт-кластеры, рестораны, отели и развлекательные центры. Подобные проекты помогают развивать туризм, о котором так активно говорят воронежские власти. Однако вместо точек притяжения в городе растут только бесконечные жилые комплексы.
«Мы можем сколько угодно обсуждать бюджет, но нельзя забывать про документы планирования и системы моделирования», – добавил в конце своего выступления общественник.
Бюджет на 2025 год пока не утвержден. Работы над ним продолжаются.