На сцене «Прогресса» первая премьера нынешнего сезона – спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова , автора нашумевших «Сережа очень тупой» и «Человек из Подольска». Пьеса была написана в прошлом году специально для столичного МХТ им. Чехова, где над ней работал режиссер Денис Азаров.
В Воронеже «Стоиков» ставит Михаил Бычков. Это первое прочтение свежей работы известного драматурга за пределами Москвы. Но не первое обращение к его творчеству для режиссера. В пандемию в Камерном театре вышел онлайн-спектакль «Выбрать троих», а в санкт-петербургском «Приюте комедиантов» уже несколько лет как можно увидеть того самого «Человека из Подольска».
«Это очень емкие тексты, – говорит Бычков о драматургии Данилова. – Много возможностей для смысла, для интерпретации, для подтекста. Короткая фраза – и за ней возникает объем, за ней возникает какой-то ассоциативный ряд, за ней происходит наполнение смыслом за счет нашего жизненного опыта, наших ощущений, которые соединяются с авторским словом и получается современный, немножечко странный, лаконичный театр».
На первый взгляд «Стоики» – это история о столкновении двух поколений. Мать девушки хочет в конце концов познакомиться с парнем своей дочери, с которым та живет уже около года. Однако обе стороны не уверены в успешности «мероприятия». Ребятам встреча кажется пережитком прошлого, когда с родителями знакомили перед свадьбой. Но они-то «ничего не планируют», «просто живут вместе». А родители (прим. – в данном случае матери и отчиму) в итоге, спойлер, придут к выводу, что познакомились «с посторонним человеком», который их девочку считает «не своей зоной ответственности». Шаблонная встреча оборачивается стандартными приветствиями, неловким молчанием и брошенными невпопад фразами в попытках обозначить собственные границы, которые молодое поколение отстаивает куда активнее, чем старшие родственники.
При этом за кадром истории драматург оставляет некое масштабное событие, после которого, очевидно, поменялось все мироустройство. Безусловный «заработок» (ежемесячный транш в «юнитах», так созвучных с юанями) социальное жилье. Больше не нужно ни о чем заботиться. Работы у большинства населения просто нет, а те, кто его что-то делает, «по привычке», будто бы занимается чем-то совершенно бесполезным (бейсбольные колонки, которые читает 30 человек, съемки остановки, где раз в 6 часов проезжает один автомобиль). Герои, кажется, только имитируют некую деятельность, покупают вино, смотрят новости. По телевизору тем временем крутят новости о глобальных катаклизмах: потоп, землетрясение – сотни тысяч погибших.
В новом мире с его постоянными катаклизмами ничего нельзя планировать, все находятся в подвешенном состоянии. Чтобы выжить, проще всего придерживаться принципа: «не моя зона ответственности». Это касается и событий – далеких, на которые обычный человек не способен повлиять, и взаимоотношений – герои живут вместе, но будто бы по-одиночке.
«Стоики» – лаконичное и тонкое, доведенное до некой степени абсурда высказывание о современной действительности, хоть и показанное через призму недалекого будущего. Место действия абстрактно. Все описываемое могло бы происходить «в любом крупном городе Европы, Америки или России», как говорят сами создатели спектакля. Герои – обезличены. У них не только нет имен. Каждый написан лишь крупными мазками, благодаря чему воображение зрителя легко дорисует на месте актера назойливую родственницу, не отлипающую от телевизора и сыплющую «народными мудростями», соседа, бегущего от реальности в бесполезную для общества работу и топящего печали на дне бокала, молодую пару, которые с бОльшим интересом смотрят в экраны своих смартфонов, а не поверх них.
Абстрактных героев на сцене «Прогресса» воплощают два поколения актеров: хорошо известные воронежцам Камиль Тукаев и Татьяна Беляева, а также молодые Алина Крылова и Константин Гунькин.
«Стоики» Бычкова текстоцентричны. Действо, которое умещается в полтора часа, разворачивается на фоне минималистичных декораций: гостиная, кухня с «жужжащим» телевизором, спальня.
Режиссер не отступает от оригинального текста, так что сюжетных твистов от повествования ждать не стоит. Кульминации тоже не будет. Такова драматургия Данилова. Довольно спокойные разговорные сцены несколько раз резко прерываются «выплеском эмоций» под взрывной One of us рокеров Fever 333. Буквально крик каждого из героев в пустоту и темноту, пока никто не видит.
Время от времени со сцены прорывается разговорный сленг, который может показаться немного вымученным в устах актеров. При этом «народные мудрости» и поговорки, которыми сыплют герои, срабатывают триггерами, именно так, как надо: «не моя зона ответственности», «делай, что должно – и будь, что будет» в конце вывернутое в «ничего не делай, и будь что будет».
Может сложиться обманчивое впечатление, что герои пьесы – обычные циники. Социальные и родственные связи между ними зыбки, цели отсутствуют. Они и живут-то «по привычке». «День прошел, и бог с ним». Но зритель видит, как внутренние переживания вырываются наружу. В этой «зоне неопределенности», в мире катаклизмов и потрясений, где кажется будто уже ничего не не чувствуешь, каждый несчастен по-своему.
Вытащить эту боль наружу больше всех старается «мать» – Татьяна Беляева. И здесь нельзя не отметить актерскую работу: тонкую, яркую, но без надрыва.
В целом же воронежские «Стоики» получились довольно гладкими. Хорошо это или плохо – каждому зрителю предстоят решить для себя самостоятельно. Однако в постановке есть над чем подумать, и над чем нервно посмеяться, сравнивая картины вымышленного (едва ли) авторского мира и мира реального, в котором мы сейчас живем.
Фото – предоставлены арт-центром «Прогресс», автор – Андрей Парфенов.