В воронежском Областном доме журналистов 3 октября прошел круглый стол, в ходе которого специалисты обсудили вопросы, связанные с переименованием основных воронежских улиц и возвращением их старых исторически сложившихся названий. Оказалось, с этим связано много проблем.
Улица – маркер времени
– Раньше было все просто. Если на улице стоял храм, то окрестные улицы называли по имени храма. Причем называли обычно как главную улицу, на которой стоял храм, так и параллельную или отходящую от нее. А если не было церкви или монастыря на этой улице, то ее называли по фамилии самого уважаемого, самого состоятельного жителя этой улицы, – объяснила воронежский краевед Ольга Рудова.
Смена названий улиц, именованных по фамилии, происходила по мере того, как одни жители, например, умирали и поселялись другие. Естественно, менялись названия таких улиц с течением большого количества времени: это происходило за столетия.
Часто случалось и так, что приживались народные названия. Официальных же названий было не так много. Только в советское время стали закреплять официальные названия улиц в документах, они выбирались решением горсовета.
– Если брать во внимание время основания Воронежа, то примерно в 1615 году в Воронеже существовало всего несколько улиц. Главными ориентирами для горожан того времени были какая-нибудь гора или лог, какие-то значимые городские объекты. Горожан тогда было не так много, да и город был небольшой. И писать умели не так много людей – только немногочисленные священники, – рассказал воронежский историк и краевед Николай Комолов.
В период зарождения Воронежа улицы формировали хаотично. Все зависело от того, какой был рельеф. А уже во времена Екатерины II появилось «стремление» (направление) этих улиц и формирование четких кварталов. Опять же, в это время все еще не было принято указами фиксировать те или иные названия улиц.
Переименование улиц в советское время
После революции в 1918 году началось переименование основных воронежских улиц. Появились, например, проспект Революции, улицы Карла Маркса, Фридриха Энгельса и другие, отсылающие нас к определенной идеологии.
– Вот эти все «дворянские» названия, которые и в других городах тоже были (это было некое официальное предписание, чтобы дворянское сословие тоже отразить в истории города), решили в советское время изменить. Пришла другая волна: нужно было основателей коммунистического государства отразить в названии, – рассказал Николай Комолов.
В первую очередь переименование коснулось всего, что напоминало связь с церковью. Также категорически убирать начали все, что связано с царизмом и любыми «раздражающими» моментами (например, ассоциации с тюрьмами). Причем переименования были прямо противоположными: Покровскую и Воскресенскую улицы переименовали в улицы Дзержинского и Орджоникидзе, а Жандармскую гору – в улицу Коммунаров, видимо, с намеком на то, что кто же коммунарам вредил больше, чем жандармы. Одно из самых забавных переименований коснулось Монашкиной горы – ее назвали улицей Крупской.
Возрождение названий старых улиц в Воронеже: нужно ли оно?
В российских столицах успешно получилось возродить старые, самобытные и оригинальные названия. Возможно, это потому, что в российских городах сейчас есть спрос на аутентичность: те старые пространства, за примером которых далеко ходить не надо, которые восстановили в том же Воронеже за последние годы, стали очень быстро востребованными. Спрос на аутентичность рождает спрос и на аутентичные названия. Кроме того, эти исторические места «намолены», туда приезжают состоятельные люди.
Однако восстановление старых названий улиц, скорее всего, не понравится как минимум непосредственным жителям этих улиц. В Воронеже уже были прецеденты, когда горожане были против переименования: собственникам жилья нужно было менять прописку и другие документы и т. д. А ведь сегодня даже смена номера телефона заставляет проделать очень многое, чтобы в будущем ни у кого не было проблем.
Против возрождения старых названий улиц выступает и тот факт, что вряд ли кто-то займется колоссальной работой по оповещению работников отделений почты России, переименованию улиц на картах сервисов Яндекса или на военных картах. И хотя мы живем в век всеобщей автоматизации, надежды на то, что кто-то решится проделать такую масштабную работу после пережитого периода ковида или начала спецоперации, крайне мало. Однако компромиссное решение все же есть.
– На возврат старых названий улиц города я категорически говорю нет. А вот про двойные таблички с названиями улиц – категорически да. Город для воронежцев и для приезжих должен быть общительным. Он должен рассказывать свою историю. Чтобы турист, приезжая посмотреть на Каменный мост, сразу видел, что тут, например, была Старо-Московская улица, то есть старая дорога на Москву, – поделилась мнением Ольга Рудева.
В 2002 году комиссия по охране культурного наследия Воронежа приняла решение повесить в городе таблички со старыми названиями 14 улиц. Сегодня эти аншлаги висят на проспекте Революции (бывшей Большой Дворянской), улице Освобождения Труда (бывшей Введенской), улице 20-летия Октября (бывшей Большой Чижовской) и некоторых других. 20 лет назад этим занимались администрации районов, сегодня такая обязанность легла бы на ТСЖ, то есть на самих жильцов, что создает определенные финансовые трудности. Возможно, решить эту проблему помогла бы централизованная программа по созданию аншлагов со старыми названиями.