Работы на второй очереди Петровской набережной выходят на финишную прямую. Власти обещают, что сдавать объект будут поэтапно, по мере его готовности. Зону променада, к примеру, грозятся открыть уже к середине сентября 2024 года.
После череды скандалов, сопровождающих реконструкцию первой очереди (прим. ред. – сроки, качество), опасения и скептицизм по поводу обновления следующего отрезка набережной прослеживаются и у горожан, и у общественников. Вдруг опять что-то пойдет не так? Но в это верить до последнего не хочется. Подрядчик другой, благоустройство идет под контролем проектировщиков. Иными словами, шансы получить современное благоустроенное пространство без существенных «но» у Воронежа пока еще есть.
Читайте также: Разбитая плитка, кривые ступени и ржавые люки: власти приняли работы на первой очереди Петровской набережной
Как идет строительство, что уже удалось сделать и какой станет набережная за Адмиралтейским храмом в конечном итоге – рассказываем и показываем в специальном материале.
Что тут будет?
Когда-то уже рассказывали, но на всякий случай напомним, что проектировщики изначально решили выстраивать обновление второй очереди вокруг концепции природного парка, где можно скрыться от шума города, отдохнуть, почитать книжку, позагорать, позаниматься спортом.
С одной стороны (и в прямой, и в переносном смыслах), тут будет много зелени: газоны, цветы, кустарники, деревья – в общей сложности более 90 тысяч растений. С другой, – организуют городской пляж: с деревянными настилами, разнообразными местами для отдыха (гамаками, лежаками), навесами. Купаться, правда, в воронежском водохранилище ни врачи не рекомендуют, ни здравый смысл не велит. Но реновация водоема, требующая колоссальных финансовых вливаний, как осторожно обмолвился врио мэра Сергей Петрин недавно, где-то в планах у властей все же есть.
«В основу архитектурной составляющей проекта легли отсылки к природным памятникам Воронежской области – Дивногорье, Костенки, «Донская Сахара». Архитекторы не дают прямую ссылку на эти локации, а упоминают данные места как мотивы. Основное покрытие всех площадок – дерево, как дань развитой работе с деревом в 18 веке. Песок, хоть он и является искусственно насыпанным, отсылает к «Донской Сахаре». Бетонные дороги и каменные элементы в архитектуре объектов набережной рассказывают о природном памятнике Дивногорье. А элемент игры на детских площадках, связанный с раскапыванием различных артефактов указывает на Костенки. Таким образом эти мотивы связывают вместе различные локации Воронежской области, что с одной стороны стимулирует развитие чувства родного края у жителей города, с другой стороны будет привлекать туристов и формировать новую идентичность Петровской набережной», – говорится в концепции.
Если основная дорожка вдоль воды будет выполнена из террасный доски, чтобы по ней можно было при желании ходить даже босиком, то часть пешеходных связей оставят бетонными – ради обеспечения доступной среды. При этом для любого транспорта (велосипедов, самокатов и т.д.) доступ к деревянному променаду ограничат. Вдоль второй очереди также будет проходить велодорожка. Кстати, ей горожане уже активно пользуются.
Вдоль второй очереди проектом предусмотрено устройство пяти пирсов с местами для отдыха. Центральный – самый габаритный – будет иметь круглую форму.
Также на участке появится большой спортивный кластер. Частично он, можно сказать, уже функционирует. На памп-треке летом отбоя не было от юных экстремалов на скейтах и самокатах. По соседству уже оборудована площадка для баскетбола, установлены столы для настольного тенниса.
Также здесь появится зона для занятий воркаутом. Спортивные локации располагаются чуть поодаль от воды, в тени деревьев, чтобы спортсменам было максимально комфортно.
На песке же в свою очередь дополнительно оборудуют площадки для игры в пляжный волейбол и футбол.
Детские площадки также появятся. Одна – с археологической зоной и сложным рельефом – для детей помладше, вторая, ближе к третьей очереди, – для ребят постарше.
Довольно большой участок отдадут под зону пикников. Также на второй очереди организуют площадки для выгула собак: одну – для тренировок, вторую – для свободного выгула.
Проезд машин на набережную будет закрыт. Личный транспорт можно будет оставить на парковке. Добираться сюда однажды (надеемся) можно будет и на общественном транспорте. Вдобавок к двум остановкам у Чернавского моста и Адмиралтейки, на второй очереди ставят еще три остановочных павильона. С автобусом, правда, ситуация пока непонятная. В тестовом режиме его летом пускали. Но особым успехом маршрут, связывающий центральную часть города и набережную, не пользовался даже в те дни, когда на площади устраивали трансляцию матчей «Факела», что уж говорить о будних днях. Предположим, что в данном случае стоило бы не делать специальный маршрут, ведущий на набережную, а интегрировать набережную в дорожно-транспортный каркас на постоянной основе, пустить сюда какую-то часть городских маршрутов.
Что уже успели сделать
Сейчас вторая очередь Петровской набережной больше похожа на строительную площадку с маленькими островками «цивилизации»: тут утопающий в зелени мини-парк у храма, тут новый асфальт, тут – памп-трек. Тем не менее, воронежцы начали осваивать ее уже в таком виде.
Работы идут в соответствии с запланированным графиком, говорит начальник участка компании Сергей Рябков.
Ведется монтаж дорожек, планировка территории, укрепление откосов насыпи и озеленение. Часть оборудования для организации спортивных и детских площадок уже завезли, что-то даже установили.
Проект корректировали, но минимально. Например, изначально на набережной не планировалось такой большой спортивной зоны. Но есть спрос, есть и предложение.
Также пришлось перестраивать более сложные работы:
– Проектом была предусмотрена забивка свай с понтонов. В Воронеже нет понтонов, чтобы выполнить эти работы. Поэтому проектировщики разработали проект, предусматривающий забивку свай с насыпи. Пришлось прибегнуть к методу временных габионов – устанавливали их, смещали насыпь в воду, забивали сваи, на которые впоследствии монтируются дорожки. Потом доставали из воды габионы, а сейчас они используются для укрепления откосов, – поделился Сергей Рябков.
На песочную насыпь, кстати, пока лучше наверное не соваться. Между бетонными дорожками еще не до конца уведенные под землю коммуникации, котлованы и много технических «сюрпризов». Чтобы гулять по променадной части набережной было комфортно и безопасно, территорию перед открытием «доведут до ума», а еще организуют тут временное освещение.
– Это очень востребованное место, даже сейчас, по сути, на стройплощадке, видим большое количество горожан, проявляющих интерес. Мы гуляли здесь с детьми еще до благоустройства. Теперь ждем его завершения, – отметил врио мэра Сергей Петрин во время недавней инспекции.
О том, какой может стать третья очередь Петровской набережной, рассказывали тут: Яхт-клуб, гостиницу и конгресс-холл предлагают построить на Петровской набережной в Воронеже
Рендеры – предоставлены компанией «ПГС Проект».