Муж и жена считают, что трагедия произошла по вине медиков. Супруги попытались добиться моральной компенсации. Состоялся ряд судебных заседаний, однако полностью иск воронежцев так и не удовлетворили. Вместо 3 млн рублей компенсации за моральные и нравственные страдания суд постановил взыскать с ответчика лишь 1,4 млн рублей. И то не с первого раза.
Роды Оксаны Зыковой изначально пошли не по плану. При том, что ребенок в семье был долгожданный – ведь первая беременность женщины была замершей. Во время второй беременности жительница Воронежа поступила в ВОКБ №1 согласно предварительной дате родов. Однако схватки все не начинались. Женщина волновалась и неоднократно, как она рассказывала в суде, просила медиков стимулировать роды, однако те отказывались. В итоге роженице все-таки поставили специальный катетер, пошли схватки, ее перевели в предродовую палату.
Но тут начались проблемы – околоплодные воды были зеленого цвета. Так прошла ночь, наступило утро. Роженица просила врачей сделать экстренное кесарево сечение, но получала отказ. В 11 часов утра начались естественные роды.
Цитата из мотивированного апелляционного определения Воронежского областного суда
В региональном департаменте здравоохранения же нашему порталу рассказали, что «ВОКБ №1 настаивает на том, что показания к оперативному родоразрешению в виде кесарева сечения у пациентки не установлены». При этом проведенная медико-судебная экспертиза, согласно данным областного суда, предполагает, что если бы по просьбе роженицы было проведено экстренное кесарево сечение, то ребенок, предположительно, мог бы выжить. В департаменте же смерть младенца назвали трагическим стечением обстоятельств.
– Ребенок, рожденный в зеленых, мекониальных водах, находился в зоне повышенного внимания врачей с первой минуты рождения. При выявлении дыхательных нарушений у новорожденного незамедлительно были осуществлены необходимые мероприятия, в том числе – диагностические. Стандартный алгоритм первичной реанимации новорожденного был дополнен действиями по удалению содержимого верхних дыхательных путей. Указанные доводы подтверждаются экспертизой качества медицинской помощи, проведённой по профилю «неонатология, реаниматология». Таким образом, смерть ребёнка явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Ребёнок в неустановленный момент времени вдохнул околоплодные воды, которые попали в легкие. Это был несчастный случай, – сообщили в департаменте здравоохранения Воронежской области.
Интересно, что в том же 2019 году в Воронежской областной клинической больнице №1 прошло заседание лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии. И там выявили нарушения в работе дежурного врача-акушера-гинеколога. На медика наложили дисциплинарное взыскание, отстранили от дежурств и лишили высшей квалификационной категории. И тут возникает вопрос, по какой же причине врач был подвергнут санкциям, если смерть ребенка произошла в результате несчастного случая? Ведь в департаменте здравоохранения говорят именно о трагическом совпадении.
К слову, после произошедшего Следственный отдел по Коминтерновском району СУ СКР по региону возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Однако позднее его расследование было прекращено в связи с отсутствием в деяниях медиков состава преступления. А значит, за гибель малыша никто уголовного наказания не понес.
Горе родителей трудно представить. Разумеется, супруги захотели как минимум денежной компенсации за страдания. Помимо уголовного дела, было возбуждено и гражданское. Зыковы потребовали 3 млн рублей – 2 млн в пользу матери и 1 млн в пользу отца. Ответчиком выступила Воронежская областная клиническая больница №1, где и произошла трагедия. Также истцы потребовали оштрафовать медучреждение.
15 февраля текущего года Коминтерновский районный суд постановил удовлетворить требование истцов, но лишь частично. В качестве компенсации морального вреда было постановлено выплатить Оксане Зыковой 600 тысяч рублей, а ее супругу 400 тысяч рублей. Суммарно – всего 1 млн рублей, вместо 3 млн. То есть меньше половины от заявленной ими суммы. Разумеется, последовала апелляция. Доводы пострадавшей стороны, которая просила о пересмотре дела, представитель ВОКБ №1 назвал несостоятельными.
Апелляцию, как водится, рассматривали уже в областном суде. И действительно, решение районного суда пересмотрели. И снова частично.
Цитата из мотивированного апелляционного определения Воронежского областного суда
То есть вышеперечисленные переживания матери за ребенка оценили в конкретную цифру – 800 тысяч рублей, а отца и того меньше – в 600 тысяч рублей. Получается, есть некий прайс, по которому можно оценивать горе? Более того, горе от потери долгожданного ребенка.
В апелляционном определении Воронежского областного суда дано довольно расплывчатое обоснование решения судей в подобных случаях:
– Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон, – цитата из решения по гражданскому делу.
По всей видимости, горе супругов Зыковых до обозначенной ими в иске цифры не дотягивает. Ситуация, конечно, интересная и, думается нам, полезная для воронежцев, которые хотят добиться компенсации морального вреда. Так что берите на заметку, жители Воронежской области, – у вашего несчастья есть конкретная цена.
Р.S. К счастью, супругам Зыковым удалось оправиться от горя и все же родить здорового малыша. Как сообщили нашему порталу в региональном департаменте здравоохранения, Оксана Зыкова сейчас находится в декретном отпуске. Так что пожелаем молодой матери сил и терпения. Особенно если пара решится продолжить судебную борьбу.