На минувшей неделе дожди почти по всей линии боевого соприкосновения сменила хорошая погода, что привело к оживлению фронта.
Купянская надежда
Добрые вести с начала августа приходят для нас с Купянского направления. Русская армия продвигается там каждый день, для ВСУ там контрнаступление превратилось в контротступление. ОВГА украинского гауляйтера Синегубова объявила об эвакуации 53 населённых пунктов, что само по себе свидетельствует о том, насколько тревожной враг видит ситуацию. Украинцы отступают, концентрируясь в Петропавловке, или до самого Купянска. Войска МО РФ вплотную подошли к Сеньковке, по некоторым данным, вошли в это село. От Сеньковки до Купянска 7 километров, её взятие открывает на райцентр прямую дорогу.
Очевидно, что такой провал на фронте, когда ВСУ теряют многочисленные позиции ежедневно, можно объяснить нехваткой живой силы и техники, которые посчитали более важными для использования на других направлениях. Достаточно ли у неприятеля резервов, чтобы перебросить их на Купянское направление, покажут ближайшие дни. Учитывая огромные потери врага в живой силе в Запорожской области, в основном при штурме Работино и Пятихаток, сделать это будет проблематично. Таким образом, тактические успехи русских войск в Харьковской области вполне могут перерасти во что-то более серьёзное.
Потеря Купянска в сентябре прошлого года была особенно печальна тем, что это стратегически важный железнодорожный узел, откуда открывается прямая дорога на важнейший для ВСУ Чугуев, который нашим не удалось взять даже в начале СВО. Этот город можно будет обстреливать как артиллерией, так и с помощью управляемых ФАБ-500. Со взятием Купянска возобновляется угроза для Славянска в ДНР с северного фланга. Правда, на пути будет ещё Изюм, который тоже надо освобождать и возвращать.
Понимая всё это, генштаб ВСУ и политическое руководство Украины едва ли пойдут на то, чтобы оставить Купянск без боя. Но вот хватит ли у неприятеля резервов на то, чтобы превратить старинный русский город в новую крепость, большой вопрос. Набирать очередное пушечное мясо на улицах украинских городов становится всё сложнее и сложнее, обучение требует времени; а то, как воюют немотивированные и слабо подготовленные солдаты, украинский «контрнаступ» показал очень иллюстративно. Поэтому есть надежда, что взятие Купянска не будет похоже на штурм Артёмовска (Бахмута) и овладеть городом удастся гораздо быстрее. Особенно при надлежащей организации огневого поражения артиллерией и авиацией, которую наша армия при продвижении на этом направлении как раз демонстрирует очень наглядно.
В совокупности с локальными успехами (прорыв первой линии обороны противника, успехи в районе Серебрянского лесничества) в районе Кременной ситуация на линии Сватово — Кременная выглядит благоприятной, хотя ещё в октябре существовала огромная угроза прорыва здесь неприятеля — с катастрофическими последствиями. Очень важно, что боевые действия перенеслись на территорию Харьковской области, которая пока по Конституции не входит в состав России. Без освобождения исконно русских земель Слобожанщины цели и задачи СВО выполненными считать будет нельзя никак.
На остальных участках фронта ситуация практически без изменений. На Запорожском направлении неприятель увяз в районе Работино и Пятихаток — практически без признаков какого-либо для себя оптимизма. Почти то же самое на Времевском участке Южно-Донецкого направления. Пройдя практически сравненное с землёй Старомайорское, ВСУ периодически пытаются войти в Урожайное, попадая под шквал нашей артиллерии. По последним сведениям, врагу в очередной раз удалось зацепиться за север села, однако более, чем локальными, такие успехи не назовёшь. На южном фланге Артёмовского направления, по линии Клещеевка — Андреевка, нашей армии удалось стабилизировать ситуацию, и в последние дни ВСУ не имели здесь даже тактических успехов. Более того, российские войска время от времени предпринимают контрвылазки.
На Херсонском направлении на этой неделе враг создавал угрозу в районе Казачьих Лагерей. ДРГ противника удавалось войти в это село на левом берегу Днепра, но каждый раз украинский десант попадал под огонь войск Минобороны РФ и вынужден был отступать. Тем не менее опасность именно на этом участке фронта возросла в связи с неудачами ВСУ в Запорожье. Из-за них враг вполне может перебросить в Херсонскую область подкрепление с востока — чтобы добиться каких-никаких успехов. Купирование десантирования украинских войск на левый берег Днепра — задача имманентная, причём, возможно, с прицелом и на наше форсирование крупнейшей реки Украины, когда для этого сложатся необходимые обстоятельства.
Новые ракетные удары по украинскому тылу и медийно ориентированные атаки противника
Сегодняшнее утро принесло новые хорошие новости о ракетных ударах по военным и стратегическим областям на территории Украины. Взрывы гремят в Винницкой, Хмельницкой и Ивано-Франковской областях, был нанесён удар по Киеву. О результатах станет известно позже, поскольку неприятель, в отличие от нашей стороны, хорошо скрывает результаты попаданий, если считает необходимым.
Исключение составляют те, которые киевский режим пытается выдать за попадания в гражданские объекты. Как было вчера в случае с гостиницей Reikartz в Запорожье. Разумеется, она стала целью, поскольку в ней обитали западные наёмники и инструкторы и просто украинские военнослужащие. Однако украинские и некоторые западные СМИ попытались представить это как атаку на мирный отель. Масла в огонь подлила гуманитарный координатор ООН на Украине Дениз Браун, заявившая, что сотрудники миссии останавливались, бывало, в этой гостинице. Ну, хорошо, что вчера их там не было. Вообще, гражданскому населению от мест скопления иностранных военных надо держаться подальше — иначе в любой момент могут пострадать за компанию. Позавчерашнее попадание по нефтебазе в Ровненской области местные власти тоже скрывать не стали — оттуда глава местной областной военной администрации Виталий Коваль даже выложил видео. Так бы и всегда. В общем, по поводу ударов: как говорится, хорошо, но мало. Особенно плохо выглядят нетронутые объекты транспортной инфраструктуры противника. Но об этом лишний раз говорить уже и не будем.
Неприятель, как водится, отвечает медийно значимыми ударами, особенно целясь беспилотниками по Москве. Сегодня утром в аэропорту Внуково задержаны рейсы из-за приближающегося к столице беспилотника. И это не первый случай за последние дни; кроме того, такая задержка была в Домодедово. Увы, проблему вражеских БПЛА полностью решить не удаётся — по объективным причинам. Хотя подавляющее большинство из них сбиваются или «сажаются» средствами РЭБ — и они не достигают цели, угрозу безопасности и спокойствию российским городам они по-прежнему несут. Хотя и имеют больше медийный эффект, столь необходимый киевским властям и их западным хозяевам в связи с неудачами на фронте.
И снова западное оружие
Ежедневно приходят новости о всё новых поставках на Украину западного вооружения. В эти дни много говорят о немецких крылатых ракетах Taurus. Особенно упирают на дальность поражения — 500 километров, указывая на то, что это создаёт угрозу юго-восточным областям России в границах до 30 сентября 2022 года. Тут надо отметить, что уже имеющиеся в распоряжении украинцев британские ракеты Storm Shadow и их французский аналог SCALP-EG имеют теоретическую дальность действия в 550 километров, однако так далеко их не запускают. Не потому, что очень уж боятся не атаковать российскую территорию в официально признанных США и ЕС границах годовалой давности, а по более прагматической причине — чем дольше ракета летит, тем легче её сбить.
Поэтому появление немецких ракет Taurus в руках врага — это вопрос скорее количества, а не качества. Увы, как показывает практика, хотя подавляющее большинство западных крылатых ракет сбиваются нашими ПВО, полностью закрыть небо не может никакая противовоздушная оборона. И просачивающиеся ракеты могут наносить ущерб объектам в Крыму и ЛНР.
Скорее количественным можно считать в нынешних условиях и пополнение танкового арсенала неприятеля американскими Abrams M1A1. Всего ВСУ была обещана 31 единица «Абрамсов», что позволит им создать танковый батальон. Украинские экипажи начали обучать кататься на «Абрамсах» в мае в Германии, но натовские инструкторы ещё тогда предупреждали, что тренировки займут не менее 10 месяцев. То есть американские танки не должны были попасть на фронт раньше марта 2024 года. И всё же, на днях сообщили, что на Украину прибывают не то 6, не то 8 Abrams M1A1.
Это танки модификации FEP, соответствующие в системе управления огнём стандарту 1988 года. Они использовались во время операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году. С них снята броня из обеднённого урана и современная электроника — чтобы эти технологии с подбитых танков не достались российским экспертам. Иными словами, нынешнее прибытие «Абрамсов» означает скорее PR-ход, во-первых, и их использование и адаптацию в преимущественно небоевых условиях, во-вторых. Американцы прекрасно видят, насколько неэффективным было применение в украинских степях немецких «Леопардов», поэтому не хотят создавать самым продаваемым танкам в мире такую антирекламу. И стараются максимально оттянуть их вступление в непосредственные боевые действия. И подольше держать их в резерве, как происходит с британскими «Чэлленджерами». На данном этапе они ВСУ не помогут никак — в будущем теоретически могут создать какие-то проблемы нашим войскам, но пока что это видится больше обычным увеличением танкового парка.
И последнее. Вчера, спустя 47 лет, была запущена отечественная лунная станция — «Луна-25» НПО Лавочкина. Когда запускали предыдущую, «Луну-24», автору этой колонки было полгода. В своё время СССР был пионером в исследовании Луны. Русское слово Lunohod вошло в иностранные языки, как и Sputnik, и Kosmos. В 1975 году советская лунная программа была приостановлена через —три года после американской. NASA на практике возобновила исследования Луны 17 ноября 2022 года, когда тяжёлая ракета Orion вывела на орбиту естественного спутника Земли капсулу. Она в перспективе может использоваться для второго лунного полёта людей. И вот теперь наш ответ — отечественный луноход снова будет на естественном спутнике Земли, теперь не в экваториальной части, как обычно, а в районе Южного полюса — впервые в истории.
Возобновление отечественной лунной программы верно и с практической, и с идеологической, и с метафизической точки зрения. Во-первых, такая программа — серьёзный импульс для российского ВПК. И тем более для ракетостроения. Во-вторых, это демонстрация врагам на Западе нашей силы и уверенности. И, в-третьих, русскому человеку скучно и тесно без великих дел и великих проектов. Возобновление лунной программы должно стать решительным шагом и к возвращению футурологическо-метафизических концепций 60-х — 80-х годов (и более ранних), основанных на миссионерской роли нашей страны. Концепций, полностью разгромленных в условиях деградации 90-х. Так что мягкой посадки «Луне-25», и ждём уже объявленные на ближайшие годы полёты орбитального аппарата «Луна-26» и станции «Луна-27».
Автор: Владимир Сапунов