Мошенники только за первые шесть месяцев 2024 года похитили у жителей Воронежской области почти 800 млн рублей. Это вдвое больше, чем годом ранее. От действий злоумышленников пострадало более 2 тысяч человек.
Как чаще всего действуют аферисты, почему не существует «безопасных банковских счетов» и что делать, чтобы не стать очередной жертвой киберпреступников – об этом сегодня, 16 июля, в Доме журналистов рассказали начальник отдела уголовного розыска Андрей Мещеряков и начальник отдела по расследованию преступлений против собственности Анна Симонцева.
– На территории областного центра в этом году каждое второе преступление было совершено с использованием телефонно-коммуникационных технологий. Несмотря на то, что их общее количество выросло незначительно, суммы причиненного ущерба каждому из потерпевших возросли довольно заметно, – отметил Андрей Мещеряков.
Речь может идти как о нескольких сотнях рублей – как правило, это именно личные накопления, так и о миллионах, причем в таком случае большая часть потери – кредитные средства, которые люди взяли уже находясь под влиянием аферистов.
Существует несколько стандартных распространенных схем, по которым действуют мошенники.
К самым «безобидным» относятся попытки обмана под предлогом покупки/продажи услуг через интернет. Суммы здесь фигурируют, как правило, небольшие. Да и в большинстве случаев мошенников удается поймать.
Уже более существенный ущерб можно понести в сценарии со взломом портала «Госуслуг». Когда мошенники под различными предлогами пытаются узнать у пользователя данные от входа в личных кабинет на сайте, к которому привязаны реальные документы. Здесь насторожиться следует на моменте, когда звонивший, например, представляется сотрудником компании-оператора сотовой связи и заявляет о «продлении услуг с сотовым оператором». Операторы напрямую никогда не звонят, отмечают правоохранители. А при продлении договора переход осуществляется с сайта компании, а не через ссылки из смс.
Третий способ «завязан» на обмане возрастных граждан. Как правило, звонок поступает на стационарный телефон, собеседник представляется правоохранителем, сообщая, что родственник человека якобы попал в ДТП. Деньги в таком случае могут «срочно требоваться» на операцию или для того, чтобы решить вопрос с непривлечением к уголовной ответственности. Средний ущерб по таким делам составляет порядка 300 тысяч рублей. Деньги передаются курьеру.
– Таких людей (прим. – курьеров) мошенники, как правило, находят через Telegram. Также, как и в случае с наркотическими закладками. Приходит к бабушке некий молодой человек, забирает денежные средства, которые затем кладет на счет себе или переводит на карту, данные которой ему дали. Все. Большинство «дропов» задерживаются и привлекаются к уголовной ответственности, – рассказывает Мещеряков.
Число подобных случаев в этом году заметно сократилось, однако схема все еще очень популярна.
Четвертый наиболее распространенный способ мошенничества связан со взломом мессенжеров и социальных сетей. Специалисты рекомендуют поставить двойную аутентификацию на входе, чтобы свести вероятность взлома к минимуму.
Скачивать приложения при установке программ важно через проведенные источники, а подозрительную информацию, которая поступает во входящих сообщениях – например, просьбы от знакомых принять участие в каком-то голосовании, одолжить денег и т. д. – дополнительно проверять. Вот главные правила безопасности.
При этом наиболее распространенным способом обмана пользователей, где фигурируют самые крутые суммы ущерба, остаются звонки от лжесотрудников банковских компаний, правоохранителей и т.д., которые сообщают о «подозрительной активности» и убеждают перевести средства на «безопасные счета». Иными словами, в данном случае пользователь сам выдает личные данные, которые могут быть « использованы против него» злоумышленникам.
Эксперты отмечают, что в данном случае звонки могут поступать по цепочке: сначала из «банка», затем – «из полиции», и т. д. Главная цель – запутать человека, запугать, держать контакт.
При этом преступники могут идти дальше, не останавливаясь лишь на краже накоплений. Потенциальную жертву могут убедить взять еще и кредит на крупную сумму, да еще и в нескольких банках, чтобы «злоумышленники не сделали этого первыми». Таким образом человек остается еще и должен реальным банковским организациям. Деньги, кстати, убеждают переводить через приложение СБП, что тоже должно насторожить.
– Ежедневно на территории Воронежа регистрируется до 10 сообщений подобного характера, ущерб от которых в каждом случае варьируется от 1 до 5 млн рублей. Колоссальные денежные средства уходят преступникам.
Не существует безопасных банковских счетов. Сотрудники правоохранительных органов, банковских организаций никогда не звонят по факту сомнительных операций и не просят перевести средства на «безопасный банковский счет». Особенно в мессенджерах. Это нужно запомнить, – говорит Мещеряков.
При этом вероятность вернуть деньги сведена едва ли не к нулю. Если человек обращается незамедлительно, то вероятность заблокировать операцию и «поймать» украденное еще существует, если же медлить – а преступники делают все, чтобы человека запутать, – то вернуть суммы уже невозможно.
От столкновения с мошенниками не застрахован абсолютно никто, говорят в полиции. Потерпевшие встречаются во всех возрастных группах: и среди пенсионеров, и среди людей среднего возраста, и, все чаще, среди детей, отмечает Анна Симонцева. Учитывая, что у подростков есть доступ к банковским приложениям, ущерб также может оказаться весьма внушительным.
Мещеряков говорит, что в борьбе с мошенниками очень бы помогло взаимодействие с финансовыми компаниями. И оно ведется. Но этого не всегда достаточно. Ситуацию можно было бы немножко «выправить», если бы банки не одобрили крупные займы мгновенно, в течение получаса, а брали отсрочку на 2-3 дня, чтобы человек успел «одуматься».
Впрочем, известны и такие случаи, когда банковские работники отговаривали воронежцев от кредитов, указывая на мошенничество, но люди все равно настаивали на своем.
Фото – Дом журналистов.