В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

Сегодняшний день должен зарядить бодростью и оптимизмом, уверяют астрологи.

Авторы 9570

Мятеж Пригожина: Кремль обязан сделать выводы, чтобы избежать новых потрясений

some alt text
23-24 июня в России произошли, мягко говоря, неординарные события. С 1993 года в нашей стране выросло целое поколение, которое не видело гражданской войны. В эти дни Россия вновь была на её пороге, но, к счастью, трагедии и катастрофы удалось избежать. 
 
То, что произошло, — безусловно, военный мятеж. У него есть и субъективные, и объективные причины. К субъективным можно отнести излишнюю эмоциональность и амбиции главы ЧВК «Вагнер». Но гораздо важнее причины объективные — недовольство руководством Министерства обороны имеет под собой и вполне реальную почву. При этом о недовольстве им можно говорить не только в отношении вагнеровцев, но и, скажем, армейских корпусов ЛНР и ДНР. Конечно, сейчас там не всё так сложно, как полгода назад, когда после Харьковской и Херсонской неудач говорили откровенно: «Сами воевать не умеют и нам мешают». И всё же доверие к руководству главного оборонного ведомства там весьма низкое — и любой высказывающий его может легко обосновать, почему он так думает.
 
Поэтому стоит воздержаться от односторонних оценок происходящего. Безусловно, мятеж в тылу воюющей армии — это очень спорный поступок. Но за теми, кто его совершил, есть своя правда. И не понимать этого — значит скатиться в череду логико-системных ошибок. Факт остаётся фактом — за неполные сутки ЧВК взяла под контроль полуторамиллионный Ростов и почти дошла до Москвы. Такие рейды мы раньше наблюдали в основном в Африке — скажем, поход Лорана Кабилы на Киншасу в Заире в 1996 году. Или марш-бросок туарегов в Мали в 2012-м, закончившийся провозглашением государства Азавад. Но даже там такие акции занимали куда больше времени. История знает немало таких событий, но, разумеется, в России могло быть ещё хуже.
 
Ведь на Москву шла вооружённая до зубов группировка в 10 тысяч человек. Примерно такой же гарнизон остался в Ростове. В ЧВК «Вагнер» собралось немало бойцов, прошедших не одну горячую точку, которые просто инстинктивно-профессионально воспринимают мирное население как досадное неудобство для выполнения военных задач. Такая группировка способна действительно смести всё на своём пути, о её решительности свидетельствует то, что руководством был отдан приказ «сбивать всё, что летит». Зная о том, насколько строгая дисциплина в ЧВК, поверить в то, что «на ПВО сидел дурак, который всё сбивал», просто невозможно. Вагнеровцы готовы были идти до конца, и можно себе представить, что бы было, если бы всё это привело к уличным боям. 
 
 
Утром в субботу, после выступления президента, который употребил слова «удар в спину» и «предательство», казалось, что серьёзный вооружённый конфликт неизбежен. И это только усилило тревогу и напряжённость в обществе. На федеральных каналах начали называть Ростов «оккупированным», а вагнеровцев «террористами». Некоторые особо ретивые пропагандисты стали призывать подавить мятеж любой ценой. Интересно, как они себе представляли подавление 25-тысячного прекрасно обученного войска? И последствия этого? 
 
Как бы то ни было, выступление Путина и публичная поддержка его региональными лидерами и ведущими политиками показали, что в элитах Евгений Пригожин поддержки не нашёл. Именно это, скорее всего, стало причиной того, что шеф «Вагнера» пошёл на компромисс. Одно дело — поддержка в народе, среди младшего и среднего состава войск. Другое — когда система ясно даёт понять, что поддержки от неё ждать не стоит. И ещё — начав братоубийственное кровопролитие в тылу, можно было потерять (и это бы точно случилось) симпатии тех, кто понимал, что у «Вагнера» есть причины для возмущения. Тем более что на передовой есть определённые вопросы и к самим «музыкантам» — из-за некоторого высокомерия и спеси по отношению к другим бойцам, претензий на исключительность. К счастью, благоразумие восторжествовало — и агрессивно и непримиримо настроенные стороны пошли на компромисс. За что большое спасибо белорусскому президенту Александру Лукашенко и всем, кто принимал участие в переговорах по урегулированию ситуации.  
 
Разумеется, бунту Пригожина очень обрадовались и враги. И в Киеве, и на Западе. И среди российских «релокантов». На фоне неудач ВСУ на фронте события в России пришлись как нельзя кстати. Если бы в Москве и других российских городах началась кровавая баня, радость неприятелей бы просто зашкалила. Смута существенно повредила бы ситуации на фронте, а гражданская война просто бы означала конец России. Ну, и русофобам, само собой, очень бы понравилось просто, чтобы русские убивали русских. Разочарование своё компромиссом между Кремлём и вагнеровцами враги даже не скрывали. 
 
Промежуточные результаты
 
Подобные события с точки зрения результата никогда нельзя оценивать только негативно или позитивно. Есть и плохое, и хорошее. 
 
К отрицательным (и, увы, трагическим) результатам, конечно, надо прежде всего отнести гибель в тылу российских военных и мирных граждан. Количество погибших лётчиков оценивают в 15-20 человек. Сколько пострадало вагнеровцев и мирных граждан в результате ударов ВКС по машинам на трассе М-4, неизвестно. Сбито несколько вертолётов и один транспортный самолёт Ил-18/22 (на его борту могло находиться до 10 человек).
 
Ужасно, что ситуацию довели до боестолкновений в городской черте Воронежа. Мирное население с ужасом и в панике наблюдало настоящий бой в районе нефтебазы на улице Димитрова с участием ударных вертолётов Ка-52 и применением ПЗРК «Стрела». Было взорвано хранилище с 5 тысячами тонн авиационного топлива — нефтебаза, по которой враг просто мечтал попасть и которую в итоге сожгли свои же. Основных версий две. Сначала преобладала та, что ВКС России уничтожили нефтехранилище, чтобы не дать ЧВК заправить технику. Позже видео заставили в таком варианте усомниться и предположить, что один из вертолётов выпустил тепловые ловушки, отвёл ракету из «Стрелы» и она попала в нефтехранилище. Официальной версии пока нет. Ещё один неопознанный снаряд упал во дворе жилого дома в микрорайоне «Озерки», повредив с десяток машин. То есть развивалось всё это действо в непосредственной близости от жилых кварталов, и только чудом никто из гражданских не пострадал. Ещё раз — можно только представить себе, что бы было, если бы в черте города начались полномасштабные бои. 
 
 
Возникает вопрос, кто отправил в этот район ударные вертолёты, если ещё утром в Павловском районе Воронежской области ЧВК ясно показала, что будет сбивать любую сколь-нибудь угрожающую ей боевую авиацию. Почему в зоне доступа ПВО вагнеровцев оказался транспортный самолёт Ил-18/22? Что за удары были по фурам и грузовикам? Точно ли все они представляли собой военную цель? Удары по шоссе, которые нанесли ущерб гражданским, — насколько они были оправданы и чем они помешали в продвижении техники ЧВК? Что за прямой стрелковый контакт попал на видео в Павловском районе? Вопросов немало (во всех следствие, разумеется, разберётся), но ещё раз повторим: хорошо, что благоразумие победило и полномасштабной гражданской войны на радость самым лютым супостатам удалось избежать. Страшнее того, что русские патриоты начнут стрелять друг в друга, быть ничего не может. И по сравнению с этим традиционное паникёрство и разгон паники по поводу нехватки топлива или продуктов в кризисный момент — просто детские шалости. 
 
Но есть в происшедшем и свои плюсы, как бы непросто их было найти. Мятеж Пригожина, несомненно, встряхнёт систему, покажет, что во время вооружённого конфликта принципы «мы всегда правы», «мы не можем ошибаться» не работают. За время СВО военно-политическое руководство России допустило ряд грубейших, чудовищных ошибок, которые сильно навредили проведению спецоперации, — это и Стамбульский «договорняк», и Харьковско-Херсонская катастрофа, и аммиачно-зерновая сделка, постоянное засорение медиапространства «готовностью к переговорам», «красными линиями», «глубокой озабоченностью» и тому подобным — выводящим из себя и деморализующим армию и тыл. 
 
Парадоксально — в 2014-15 годах и после начала СВО много говорилось о том, что украинские нацбатальоны могут в один прекрасный момент прекратить воевать и повернуть на Киев, чтобы спросить с Зеленского (а раньше с Порошенко). Но этого не произошло. Были отдельные протесты участников АТО, но с танками на украинскую столицу никто не пошёл. Почему? Потому что претензий, что власть мешает воевать, нет. Переговоры с Москвой запрещены законодательно, оружие с Запада поступает исправно, экономика переведена на мобилизационные рельсы. Играет свою роль, конечно, и полный тоталитаризм мнений на Украине, недовольные могут и до тюрьмы не доехать, но всё же объективных факторов больше. Поэтому вместо рейда укронацистов на Киев мы получили поход вагнеровцев на Москву. 
 
И кому, если не вагнеровцам, которым удалось стабилизировать фронт и взятием Соледара и Бахмута вернуть надежду и веру в победу, предъявлять Кремлю претензии. Только их бы надо конкретизировать, а не ограничиваться абстрактными обвинениями в коррупции (иначе с такими размытыми претензиями можно скатиться на уровень навальнистов*). Они добивались, чтобы их услышали, это произошло — пусть и такой ценой. Кстати, о том, что он выступает против президента, Пригожин нигде не говорил. И вообще Путина лично никогда не критиковал. Очевидно также, что ЧВК «Вагнер» воспринимается в обществе как некий эффективный механизм, способный дать результат, — в отличие от неуклюжей и коррумпированной государственной машины. А когда есть результат — про уголовное прошлое не вспоминают. Вспомним, кто обеспечил боснийским сербам во время гражданской войны 1992-95 годов контроль над ключевыми городами Биелина и Зворник. Желько Ражнатович, уголовник, более известный как Аркан. И его «Тигры». А кто знает, взяли бы без него сербы эти два пограничных перехода между Сербией и Республикой Сербской или нет. Отсюда и высокая поддержка вагнеровцев в обществе, которую и использует её руководитель.
 
Теперь Кремль просто обязан сделать выводы. Требованиями ЧВК была отставка Шойгу и Герасимова. Для этого есть все предпосылки — в армии они непопулярны. Власть они потеряют в любом случае — полностью или ограниченно. По-хорошему отставка министра обороны должна была произойти уже сегодня — потому что он допустил такой бардак, едва не закончившийся гражданской войной. Но в России так решения не принимаются, Кремль же не может показать, что они принимаются под давлением. 
 
Сегодня очень странно выглядят кадры поездки Шойгу с инспекцией в ЗВО. Получается, что страна сутки стояла на ушах, была на грани большой катастрофы, а министр обороны как ни в чём не бывало появляется на видео — без малейших комментариев происшедшего в том числе и во многом по его вине. Вот за такое наплевательское отношение, попытки сделать вид, что ничего не произошло, когда сам во многом виноват, люди больше всего и начинают не любить власть и не доверять ей. И не только военные власти, но и в других сферах — экономике, образовании, культуре. Кстати, а где там обещанные 20 июня «незамедлительные удары по центрам принятия решений»? 
 
Всё же надеемся, что, выдержав какую-то аппаратную паузу, Кремль предпримет необходимые шаги. И они будут не формальными, а действительно влияющими на ход вооружённого конфликта. Необходимы предельное ужесточение его ведения и мобилизация общественной жизни с целью победы. Иначе отставка одного-двух пусть и очень непопулярных военачальников останется просто кадровым решением, пусть и знаковым. А в более широком плане — надо проводить ротацию элит: насыщать их профессионалами-патриотами и заниматься изъятием из них либералов-неумех, о необходимости чего автор колонки говорил с первых дней СВО. 
 
А иначе повторный мятеж может состояться с большой вероятностью. Как бы ни пытались сейчас отодвинуть «Вагнер» в сторону, это самые боеспособные части нашего войска, способные решать самые сложные задачи. Их просто обязаны вновь допустить на поле боя — пусть кого-то и в другом качестве, в рядах МО, например. Говорят о формировании ударного кулака из части вагнеровцев в Белоруссии на границе с Украиной и Польшей? Тоже хорошая идея. Надеемся, что «Вагнер» сам по себе сохранится как организация. Хотя определённые и давно напрашивавшиеся выводы должны быть сделаны и здесь. Необходимо законодательно упорядочить деятельность ЧВК в России (что раньше мешало это сделать?). 
 
В конечном итоге власть должна прислушаться к мнению недовольных несправедливостью. Это лучшая и гениальная гарантия того, что страна вновь не будет поставлена на грань гражданской войны. 

*Их штабы признаны экстремистскими и запрещены в РФ, а их лидер признан в РФ террористом и экстремистом.
 
Автор: Владимир Сапунов