Стало известно, кто будет главным судьей первого матча воронежского «Факела» на новом стадионе

 

Банковский работник похитил гигантскую сумму денег у воронежских вкладчиков
 

Без холодной воды останутся жители Коминтерновского района Воронежа 27 июля

Водитель «Жигулей» врезался в авто и отлетел в газовую станцию в Воронеже

Эта пятница, как обещают астрологи, может стать самым счастливым днем месяца.

В Воронеже пройдут акции в память о детях Донбасса

СК начал проверку после падения лифта в новом воронежском ЖК

V класс пожарной опасности установили в 4-х районах Воронежской области

Агрессивный автохам распылил перцовку в лицо воронежцу в автобусе за сделанное замечание
 

В Воронеже на видео сняли, как залп фейерверка повредил козырек подъезда

В пруду под Воронежем снова распустились лотосы

Стало известно, как воронежцы будут отдыхать в 2025 году

Воронежцы выстроились в огромную очередь, чтобы увидеть найденную спустя 105 лет икону 
 

Мигрант из Туркменистана пытался дать взятку сотруднику УФСБ в Воронеже
 

Окончившая воронежский вуз артистка включила в завещание кота

Общественник Илья Наумов в очередной раз стал претендентом на пост мэра Воронежа
 

В Воронеже камера сняла падение лифта в многоэтажке в ЖК «‎Европейский»

Сегодня стоит искать пути нестандартного решения проблем, так советуют астрологи.

Сколько деревьев упало в Воронеже во время минувшего урагана
 

Губернатор поблагодарил айтишников за развитие бизнеса в Воронежской области
 

Собака набросилась на ребенка на Урывского в Воронеже

Десятки машин Росгвардии прокатились по Адмиралтейской набережной

99 стобалльников, три двухсотбалльника и один трехсотбалльник: в Воронежской области посчитали успехи на ЕГЭ

О связанной с жарой схеме мошенничества предупредили воронежцев

Трёх автохамов, не пожелавших стоять в пробке, мгновенно настигла расплата в Воронеже

Постановка на воинский учет закончилась задержанием для 14 иностранцев в Воронеже

РФС разрешил проводить на стадионе «Факел» матчи РПЛ и Кубка России

Все марки бензина подорожали в Воронежской области

Воронежские власти отреагировали на сообщения о грядущем коммунальном коллапсе

В Воронеже на реконструкцию дома-музея Никитина потратят до 8,1 млн рублей

Авторы

Кому и зачем нужен пешеходный проспект Революции: есть ли будущее у эксперимента?

1

Первого июня в Воронеже случился незапланированный День города: толпы людей вышли гулять на проспект Революции, который на один день в качестве эксперимента сделали пешеходным. Идея освободить от машин главную улицу областного центра обсуждалась давно, прорабатывалась, если верить мэрии, тоже. До реализации, правда, никак руки не доходили. И только в этом году карты легли как надо.

Оказалось, что, даже если перекрыть проспект Революции на целый день, ничего принципиально страшного не произойдет: горожане не превратят Воронеж в руины, заторы не парализуют намертво параллельные улицы, а оставленные вне центра машины не обернутся тыквами.

Однако как свои плюсы, так и безусловные минусы есть что у идеи закрытия проспекта Революции, что у ее реализации. О том, что было так, а что нет, мы писали в отдельном материале.

Читайте также: Пешеходный проспект Революции: уличные музыканты, бешеные самокаты и перекрытый въезд во дворы

1

Спустя практически две недели со дня эксперимента, повторять который пока никто не спешит, воронежские активисты, историки и местные жители собрались, чтобы обсудить будущее пешеходного проспекта. Инициатором сегодняшнего мероприятия стал общественник Игорь Титов:

– Эксперимент, который приурочили ко второму дню архитектурного форума «Зодчество ВРН», провели. Что происходило на проспекте – все видели, все про это читали. Но вопрос: а что дальше? Мне бы как раз хотелось это обсудить.

Итак, первого июня воронежцы получили проспект в полное свое распоряжение. Можно было посмотреть на архитектуру улицы с непривычного ракурса и без шума от проезжающих автомобилей, почувствовать дух города и послушать уличных музыкантов, которых, кажется, было даже чересчур много на совсем небольшом отрезке.

В первой половине дня желающих прогуляться по проспекту, где практически нет тени, оказалось немного, что очевидно, а вот ближе к вечеру народ стал подтягиваться. Так что, даже несмотря на отсутствие организованных активностей, в Воронеже случился маленький праздник.

При этом пока одна часть горожан – преимущественно жители спальных районов – радовалась дискотеке у Дома офицеров и танцевала прямо на проезжей части, другая – местные жители – страдала из-за перекрытий, драк разгоряченных отдыхающих в подворотнях и всячески пыталась предотвратить превращение своих дворов в общественные туалеты.

– О людях, которые живут на проспекте Революции, в данном случае никто не думает. Выезды во дворы перекрываются бетонными блоками, а сами дворы превращаются в общественные туалеты, других-то нет, – возмущается Ирина Осипова, председатель ТОС №67.

И это одна из главных претензий к организации пешеходного пространства.

Действительно, соглашаются другие участники встречи, бетонные блоки, которые расставили на выездах из дворов, – абсолютное зло. Во-первых, местные жители все-таки не могут оказываться запертыми в своих дворах (прим. ред. – такие же проблемы, кстати, возникают у жителей соседних улиц во время футбольных игр), альтернативный проезд есть не везде. Во-вторых, машины экстренных служб – скорые, пожарные – должны иметь быстрый доступ к любой постройке. Не стоит забывать, что каждая минута, потраченная на передвижение бетонных блоков, может стоить кому-то жизни. В-третьих, из-за перекрытий страдают и представители бизнес-сообщества, которые не всегда могут подстроиться под ограничения, особенно если они вводятся на сутки.

– Поток клиентов – это прекрасно, – отмечает жительница города Светлана Вырапаева. – Как предприниматель, не могу не согласиться. Но помимо этого есть различные процессы, без которых бизнес не может функционировать. Это и доставка грузов, и перемещение сотрудников. Когда нет общественного транспорта, люди меняются сменами или уходят с работы. И для предпринимателей это другая сторона медали, о которой почему-то никто не говорит.

Многие жители центра уехали в этот день из города, зная, чем оборачиваются массовые гулянья, отмечает еще один участник встречи, активист Алексей Лисенко.

– Получается, что пока одни люди радовались перекрытию, другие – страдали. Альтернативных выездов не имеет целый ряд домов, расположенных на проспекте Революции. Это проблема. При этом центр не «отдыхал» от автомобилей. Все они были припаркованы на соседних улицах.

2

Туда же – на соседние улицы – уходили и наиболее разгоряченные отдыхающие, которым хотелось «продолжения банкета». Из чего следует еще один немаловажный момент, на котором делают акцент местные жители, – безопасность.

– На проспекте Революции гуляли люди, дети катались на роликах, самокатах – здорово, классно. Но никто не видел, что творилось буквально в нескольких метрах оттуда. Все прилегающие улицы оказались запаркованы автомобилями, перекрытие обернулось двумя драками, люди, отдохнувшие на проспекте, хотели продолжение, начинали разносить окрестные дворы. В тот день у нас сломали ворота, – вспоминает события 1 июня жительница центральной части Воронежа Ольга Гесс. – Пешеходный проспект имеет огромный потенциал. Но важно проработать момент с безопасностью.

Многие, кто выступает против организации пешеходного проспекта, указывают на то, что улица – одна из главных транспортных артерий, перекрывать которую нельзя. Нужно, во-первых, что-то делать с количеством машин: все-таки центр – это не одна большая парковка, а во-вторых – прорабатывать альтернативные маршруты для общественного транспорта, крупногабаритным автобусам и правда трудно развернуться на узких улочках исторического центра.

3

При этом, что бы ни говорили противники перекрытия, в пробках в летний выходной Воронеж не встал.

– В качестве альтернативы проезда по проспекту Революции может использоваться набережная, может – Кольцовская. За ситуацией на Фридриха Энгельса я наблюдал всю субботу, – рассказывает урбанист Юрий Родионов. – Пробка там была примерно с 10-11 часов и до 3 часов дня, отчасти в этом виновата авария. Все это опять же вопрос организации. Если мы, допустим, вместе с перекрытием проспекта Революции запретим парковку на Фридриха Энгельса, мы получаем две полосы движения – примерно та же самая пропускная способность, что и у проспекта. Проблема частично нивелируется. Тем не менее отмечу, что коллапса не было.

Очень важно, чтобы практика была предсказуемой и понятной. Далеко не все горожане оперативно читают СМИ. Если есть понятная традиция, водители заранее будут искать объездные пути.

Я согласен, что текущее перекрытие было организовано так себе. Бетонные блоки на въезде во дворах – их точно не должно быть. Драки у развлекательных заведений – явление постоянное, от перекрытий это не зависит, тут вопросы к правоохранительным органам. Активности – необходимо добавлять.

Возможно, стоит создавать отдельную дирекцию, которая будет следить за всем, заниматься событийной программой. Причем отвечать такая дирекция может не только за проспект, но и за парки, другие пешеходные зоны.

5

Экскурсовод Ольга Рудева считает, что, приехав «гулять в центр», просто невозможно обойти стороной проспект Революции. Карла Маркса, Советская площадь, парк «Орленок» – вот стандартные места притяжения выходного променада, которые соединены проспектом. Так что идею отдать и это пространство пешеходам, хотя бы на время, она поддерживает.

– Будет разумно, если мы договоримся в дни, когда не особо ущемляются права водителей, давать свободу пешеходам. Мое личное мнение: делать это можно, например, раз в две недели, – считает Рудева.

Жительница города Евгения Куриленок замечает, что далеко не все в Воронеже «верещат от восторга по поводу перекрытия проспекта».

– Скорее всего, большая часть относится к этой идее максимально равнодушно, есть и те, кто против. У нас в городе живет не только молодежь, не только велосипедисты, не только те, кому интересно слушать уличных музыкантов. У нас есть и другие категории населения, их много, и их мнения нужно учитывать.

В 90-х годах проспект Революции уже перекрывали, вспоминают участники встречи. Молодежи такое времяпрепровождение нравилось, но долго все это не продлилось, людям практика приелась.

–  Мне кажется, главная проблема, что никто не понимает до конца, а каким комплексно мы хотим видеть наш город, – отмечает общественник, представитель сообщества «Город и транспорт» Виталий Иванищев. – Если мы хотим, чтобы в Воронеже можно было проехать из дома на работу, из дома на дачу, и мы не хотим проводить время в самом городе, то давайте все оставим как есть. Давайте строить магистрали и развязки, надземные переходы. Если нет – нужно что-то делать. Главная улица города должна быть не главной транспортной артерией, а улицей, где хочется проводить время.

Люди ногами проголосовали за пешеходный проспект, показали, что им это интересно. Я считаю, что необходимо перекрывать улицу по выходным. Возможно, не с утра, а с обеда. Надо смотреть, надо экспериментировать. Напомню, что в 2011 году, а затем в 2020 году проспект был перекрыт два месяца. Никакого транспортного коллапса не случилось.

7

Игорь Титов также отмечает, что из-за проблем с организацией перекрытия в Воронеже вопросы возникли даже у тех, кто был двумя руками «за» пешеходный проспект, так что дальнейшая подобная практика – если она будет иметь место – потребует серьезной проработки.

Основные тезисы сегодняшней встречи общественники передадут в мэрию. Власти, кстати, на вопрос о внедрении опыта пешеходного проспекта на постоянной основе пока не отреагировали, хотя лето как раз в разгаре.