В конце прошлой недели – 7 и 8 июня – на сцене воронежского Театра оперы и балета представили хореографический спектакль «Изнутри» танцевальной компании Xiexin (XDT) из Китая. Постановку можно было увидеть в рамках XIII Платоновского фестиваля искусств, который проходит в городе в этом месяце.
«Изнутри» – это спектакль-исследование человеческой природы, постановка, в которой на первый план выходят тело, эмоция, движение. В его неповторимой хореографии сплетаются китайская балетная традиция и международный современный стиль.
– Этот спектакль мы выпустили в 2015 году, и вот уже почти 10 лет гастролируем с ним по разным городам и странам, – рассказывает основательница танцевальной компании, режиссер и хореограф Си Син. – За это время нам, безусловно, удалось открыть многие вещи. В первую очередь потому, что в этом спектакле ты раскрываешь свое сердце. Каждый раз перед началом ты заново, и абсолютно по-новому, ощущаешь все те эмоции, чувства, которые хотел бы выразить на сцене.
Постановка «Изнутри» для приехавшего в Воронеж китайского театра танца из Шанхая знаковая. Именно с нее началась его история. Основательница компании Си Син говорит, что этот спектакль передает ее дух, эмоции и чувства.
Здесь нет сюжета. И по факту полностью отсутствуют декорации и какие-либо спецэффекты, которые должны вызывать некий «вау-эффект», привлекать внимание. В данном случае все сложнее, глубже. Зритель остается с артистами «один на один»: лишь бесконечная темнота сцены, танцоры в свободных костюмах, полностью скрывающих тела, и музыка – медитативная, погружающая в транс.
Спектакль идет чуть больше часа, не прерываясь на антракт. При этом действо не останавливается ни на секунду. Музыкальное сопровождение – замедляющееся, ускоряющееся, пропадающее вовсе – погружает зрителя внутрь него самого, заставляя переживать собственные эмоции, возникающие в процессе просмотра.
Танцоры демонстрируют фантастическое изящество, их движения бесконечно и совершенно незаметно перетекают из одного в другое, будто бы у человеческого тела нет границ, будто бы они сами ничего не весят. Временами кажется, что артисты на сцене импровизируют, позволяя телам двигаться так, как им хочется. Хотя, без сомнений, за этой легкостью и гармоничностью скрывается непростая работая.
В постановке задействованы восемь актеров. Они выступают поодиночке, в парах и все вместе. Центральная партия – у самой Си Син. Девушку называют одной из главных звезд современной хореографии, причем не только в Китае.
Зритель, который пришел на «Изнутри» в надежде увидеть национальный колорит, возможно, будет разочарован. Традиционный Китай тут еще нужно поймать, рассмотреть, прочувствовать. Он, безусловно, есть – это прослеживается в движениях, вдохновленных народными практиками (например, ушу), образах природы (легкое дуновение ветра, шорох тростника, пение птиц), взаимодействии между танцорами.
Перед началом спектакля Си Син признается, что для нее в контексте танца важно даже не столько движение тела, сколько внутренние чувства артиста, его душа, эмоции. И не важно, с чем это будет ассоциироваться – с китайским традиционным балетом или современным искусством. Си Син границ здесь не видит и не возводит.
– За последние пять лет мы очень много гастролировали с этим спектаклем, часто бывали в Европе – Франции, Германии, и даже России (прим. – в прошлом году труппа побывала в Санкт-Петербурге, так что это уже второй их приезд в нашу страну). Влияние каждой традиции велико.
Си Син говорит, что в китайском языке слово «человек» обозначается иероглифом из двух прямых, которые исходят из одной точки. Центр – это сердце, душа. Именно о том, что происходит в сочленении двух этих линий, и пыталась сказать автор. Чуточку точнее центральную идею спектакля отражает англоязычное название From IN – «Из/в».
Артисты, задействованные в постановке, признаются, что работа над спектаклем далась им нелегко. В отсутствии сюжета важно нащупать ту опору, ту нить, за которой можно следовать. Чтобы танцевать, нужно понять себя, принять – заглянуть внутрь, дать выход эмоциям и раскрыть сердце. Об этом не раз во время интервью говорит и Си Син.
– Для меня важно, чтобы танцор не стремился показать во время первого же прослушивания все свои навыки и умения, четко отработанную технику, важнее то, как он может расслаблять свое тело. Второй немаловажный фактор – отсутствие зацикленности на себе, способность открыть глаза и посмотреть на других, увидеть, что происходит вокруг. Третий фактор, на который я обращаю внимание, – у танцора должен быть голод до новых знаний и умений.
Си Син – востребованный хореограф, которая за годы работы в собственной компании выработала свой стиль. В следующем году она планирует поработать в России. Девушка знакома с творчеством Пушкина, и ей бы хотелось поставить спектакль, вдохновленный произведением «Евгений Онегин» – оно откликается ей сильнее всего. Однако, признается Си Син, уже есть «и другие задумки».
Фото предоставлены дирекцией Платоновского фестиваля, автор – Андрей Парфенов.