Календарная весна 2023 года пересекла свой экватор, с этим продолжается и СВО на Украине. Все который месяц в ожидании обещанного и широко разрекламированного контрнаступления ВСУ, что и определяет характер военных действий.
Именно поэтому весенние маневры русской армии весной в основном укладываются в стратегию активной обороны. Что понятно — наступление неприятеля лучше встречать на заранее подготовленных позициях, чем на недавно завоёванных. Исключением, разумеется, является Соледарско-Артёмовское направление — здесь силы ЧВК «Вагнер» и Минобороны РФ постепенно выдавливают врага из Бахмута, одновременно решая задачи по завершению окружения ВФУ в городе. На Донецком направлении (Авдеевка, Марьинка) мы наблюдаем активные бомбардировки противника, в том числе ОДАБ-500, сопряжёнными с УПМК. Однако существенных продвижений за два последних месяца здесь не было. То же самое можно сказать и о Купянском, Херсонском и Запорожском направлениях.
В последние дни враг несколько раз пытался прощупывать российские позиции — в районе Угледара и Орехова, что вполне может означать разведку боем, а может представлять собой отвлекающие действия. В любом случае ВСУ на этих направлениях были отброшены — однако ясно, что это ещё не начало полномасштабного «контрнаступа». Одновременно неприятель атаковал беспилотниками две подстанции в Белгороде и два военкомата в Брянской области. И это тоже часть медийно-военной подготовки к контрудару — с целью информационного воздействия на противника. Попутно усиливается и фейкометание в сети — будь то появление «казанского стрелка», пообещавшего теракты в административном центре Татарстана, или многочисленные аккаунты в соцсетях, созданные как «патриотические», а теперь, собрав определённое количество подписчиков, ведущие откровенно вражескую пропаганду.
Долгожданный визит
Главное событие недели, разумеется, — визит в зону СВО президента Владимира Путина. Которого мы очень ждали. Главнокомандующий посетил сначала войсковой штаб «Днепр» в Херсонской области, а затем расположение Росгвардии в ЛНР. В обоих случаях глава государства заслушал военачальников на местах, чтобы лично проконтролировать подготовку армии к обороне, которая в целом должна быть завершена к концу апреля. Визит этот мы называем долгожданным, потому что главная его цель, разумеется, приободрить бойцов и дать понять, что войска готовы к атаке неприятеля, которая не может закончиться нашими «перегруппировками», приведшими в сентябре — начале октября к оставлению значительных территорий в Харьковской и Херсонской областях — главным неудачам после начала СВО. Фактически Главнокомандующий публично взял на себя ответственность за то, чтобы подобные беды не повторились.
Что касается самого контрнаступления, то мы неоднократно анализировали его возможные направления и сроки. На днях влиятельный американский общественно-политический журнал Newsweek, тесно связанный с ВПК США, назвал «на основе утечек из силовых структур» точную дату — 30 апреля. Как показывает практика войн, которые США и их союзники вели в последние 30 лет (Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия), военные действия никогда не начинаются в срок, «слитый в американские СМИ». Например, бомбардировки Югославии в 1999 году начались 24 марта, вместо объявленной даты 19 марта. Это имеет целью держать противника в подвешенном состоянии, изматывать его, поскольку он вынужден поддерживать полную боевую готовность. Нет сомнений, что и в этот раз контрнаступление 30 апреля не начнётся — при всех отличиях тех операций армий НАТО от нынешнего вооружённого конфликта. Но приблизительно в это время — вполне может. И визит Путина в зону СВО, чтобы оценить обстановку, косвенно это подтверждает.
Надо сказать, что реакция украинской и западной пропаганды на поездку российского Главнокомандующего была мгновенной — Зеленский оказался в районе Авдеевки, а украинские СМИ, как и ранее в случае с Мариуполем, поспешили распространить фейк о том, что зону СВО посетил двойник российского президента. Впрочем, глава киевского режима, если чем и рисковал, то какой-то очень уж досадной случайностью, поскольку понятно, что ещё в начале СВО Кремлём было принято решение не ликвидировать политическое руководство Украины. Этим же объяснялись свободные визиты Зеленского в Изюм и Херсон после их оставления частями Минобороны РФ, когда украинский президент был на расстоянии досягаемости для обычной нашей артиллерии — не то, что высокоточного оружия. А вот визиты российского главы государства в зону специальной военной операции сопряжены с огромным риском — ведь даже если на этот счёт и были какие-то устные договорённости, известно, что для Запада и Киева ничего не стоит их нарушить.
Отметим при этом, что при всех наших справедливых опасениях по поводу масштабного контрнаступления противника есть совершенно объективные для него дисфункциональные факторы:
• недостаточное превосходство в живой силе. Судя по всему, неприятелю удалось добиться превосходства 1,5 к 1, а необходимого по классике преимущества 3 к 1 достичь удастся вряд ли;
• недостаточное количество войсковых ПВО, способных помочь в динамике, а не при защите стационарных объектов;
• полное преимущество России в боевой авиации, что усугубляется для врага предыдущим обстоятельством и наличием у наших войск ударных вертолётов высочайшего качества;
• непонятно, получит ли в ближайшее время неприятель западную колёсную и гусеничную бронетехнику в количестве, достаточном для серьёзного прорыва.
Разумеется, неприятель постарается покрыть эти проблемы за счёт инициативы, комбинации ударов в разных направлениях и информационно-психологических атак, тактики «пушечного мяса». А также с помощью западных спутниковых разведданных, которые так помогли ему осенью.
Четвертной для изменника
Очень хорошей новостью понедельника стало первое применение статьи 275 УК РФ «Государственная измена» по отношению к представителю «несистемной», либерально-западнической оппозиции Владимиру Кара-Мурзе*. Случай Кара-Мурзы* представляет собой иллюстративный пример тотальной деградации прозападных либералов в России. Когда-то сын ведущего ежедневных итоговых новостных программ на НТВ ещё времён Гусинского был просто оппозиционным журналистом, а теперь превратился в настоящего врага государства, помогая Западу вводить санкции против российских политиков и организаций. Учитывая, что бóльшая часть приговора была секретной, нетрудно догадаться, что Кара-Мурза* занимался шантажом и подкупом российских должностных лиц по поводу внесения или невнесения их в санкционные списки. Поэтому и наказание выглядит абсолютно адекватным. Все, кто в период СВО, так или иначе помогает врагу, заслуживает приговоров именно по этой статье. И уж тем более Кара-Мурза*, который оказывал помощь США и ЕС в составлении соответствующих рекомендаций ещё в самом начале современной эпохи западных антироссийских санкций, когда на основании показаний ворюги Уильяма Браудера в 2012 году появился «Список Магнитского».
Напомним, что и Алексей Навальный**, хотя и отбывает срок по другим статьям, в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, написал известную статью в New York Times, в которой давал Вашингтону рекомендации о том, как наказать Россию санкциями. Этим его ФБК*** занимался и 9 лет после этого. То есть превратился в откровенно русофобскую и враждебную России организацию. Так что — какая деятельность, такие и наказания. Ещё раз — надо и в дальнейшем судить определённых персонажей именно по этой статье, не выискивая других причин и поводов.
Как и в 2014 году — после ареста украинской корректировщицы огня Нади Савченко, виновной в гибели в ЛНР российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина, и до этого «режиссёра» Сенцова — сразу пошли разговоры об обмене. Не только Кара-Мурзы*, имеющего британское гражданство, но, возможно, и граждан США Эвана Гершковича (занимавшегося в России шпионажем под прикрытием журналистской деятельности в Wall-Street Journal) и Пола Уилана (директора по безопасности в компании-производителе запчастей для автомобилей BorgWarner). Обмена, например, на лидеров боснийских сербов времён гражданской войны 1992-95 годов Радована Караджича и Ратко Младича и/или австралийского журналиста-расследователя Джулиана Ассанжа.
Но, как и тогда, считаю такой вариант маловероятным. По той же причине, что и в 2014 году. Караджич, Младич и Ассанж нам нужны, а вышеперечисленные Кара-Мурза*, Гершкович и Уилан американцам не особо. И уж точно намного-намного меньше, чем лидеры боснийских сербов, осмелившиеся воевать за независимость своего народа от Запада, или Ассанж, который своими антисистемными расследованиями нанёс глобальному либеральному режиму огромный ущерб. Так что, если Кара-Мурзу* (или там Навального**) и будут на кого-то менять, то явно не на таких громких фигур, как Караджич и Младич. А, вероятнее всего, когда он отсидит определённый срок, обменяют на такую же малозначимую персону, как и он. То есть будет примерно равноценный обмен, как Савченко и Сенцова обменяли на узников застенок СБУ, попавших туда после событий «Русской весны» на Юго-Востоке Украины в 2014 году.
Сейчас же, хочется надеяться на то, что тюремный срок Кара-Мурзе* станет сигналом не только представителям «либеральной оппозиции», но и тем деятелям российской элиты, которые надеются закончить СВО «сливом», «договорнячком», «заморозкой», «жестами доброй воли». Из-за которых слова «перемирие» и «переговоры» за минувший год стали для нашего общества едва ли не самыми страшными в русском языке. И этот сигнал приблизит реализацию важнейшей, пусть и негласной цели спецоперации – национализации элит и формирования патриотической, антизападной и нелиберальной власти.
В целом стоит ещё раз подчеркнуть, что предстоящее контрнаступление ВСУ даст ответы на многие вопросы. Не стоит считать, что оно станет решающим в вооружённом конфликте. Но совершенно точно оно даст понять, насколько успешно наше Минобороны провело работу над ошибками после сентября-октября прошлого года. На фактор неожиданности ведь, понятное дело, больше не сошлёшься. Пока есть все основания надеяться, что атака врага будет отбита, а за этим последует уже наше наступление, которое позволит перехватить стратегическую инициативу и приблизить выполнение целей СВО. Что невозможно без решительной и убедительной победы.
* Признан иностранным агентом.
** Включен в список террористов и экстремистов.
*** Организация признана иностранным агентом и запрещена в России как экстремистская.
Фото – Кирилл Нестеров.