Продолжаю рассказ о поездке из Воронежа к белорусско-польской границе в Брест. С первой частью заметок можно познакомиться в предыдущей статье вот по этой ссылке.
Уже на подъезде к городу со стороны Минска понимаю, что такую очередь из фур вижу впервые в жизни. В ожидании своего часа для заезда на таможенный терминал вдоль трассы стояло несколько тысяч многотонных грузовиков.
– Я уже десять дней стою, – цедит сквозь зубы водитель с казахстанскими номерами на фуре, представившийся Олегом.
По официальным данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь за предпоследнюю неделю марта польская сторона оформила только половину фур от установленной нормы. Это и стало причиной громадной пробки. Причем, по рассказам белорусов, периодически выезжающих в Польшу, на сопредельной стороне проходят акции протеста польских дальнобойщиков, которые вынуждены простаивать по полторы недели без движения.
После пересечения границы европейскую фуру разгружают на приграничном терминале или прицепляют, например, к белорусскому грузовику, и белорус-водитель уже доставляет груз по Республике или везет дальше на Восток, в том числе и в Россию. Такая рутина стала необходимостью после введения санкций Евросоюзом. Грузовому транспорту из Белоруссии и России сначала запретили въезд в ЕС, а уже затем Москва и Минск были вынуждены ввести зеркальные меры.
Кроме белорусских и польских на фурах видны молдавские, казахстанские, узбекистанские, армянские номера. Можно себе только представить, какими кругами приходится теперь ездить дальнобойщикам, чтобы доставить груз ближе к потребителю.
Несмотря на заторы у границы, Брест живет нормальной повседневной жизнью. И в один из самых западных городов российско-белорусского Союзного государства у границ НАТО с приходом весеннего тепла потихоньку начинают стягиваться туристы.
Гостей, прежде всего, привлекают два места: Брестская крепость и национальный парк Беловежская пуща. В крепости советские солдаты мужественно отстаивали целостность СССР при нападении фашистов в 41-м году, а вот в пуще в 91-м, наоборот, было подписано соглашение о прекращении существования того самого СССР, за который и сражались бойцы. Из истории известно, что подписи под «приговором» Советскому Союзу от России поставили Ельцин и Бурбулис, от Белоруссии – Шушкевич и Кебич, от Украины – Кравчук и Фокин. Из рассекреченной официальной стенограммы телефонных переговоров глав государств известно, что сразу после подписания Беловежского соглашения Борис Ельцин позвонил президенту США Бушу старшему. Разговор длился полчаса.
Большинству посетителей в Беловежской пуще доступна экологическая тропа в окружении девственного леса и больших просторных вольеров, через ограждение которых можно «пообщаться» с зубрами, медведями, лесными лошадками и даже волками. Почему я употребил термин «пообщаться»? Дело в том, что на моих глазах мужчина – посетитель старше средних лет – начал неистово свистеть волкам в вольере, что вызвало вой хищников и переполох среди животных по всей округе. Свистящий представитель человеческого рода в этой ситуации выглядел явно глупее волков, и тем более невозмутимых зубров....
Брестская крепость — символ героизма советского солдата. В 41 году фашисты планировали сломить сопротивление ее немногочисленного гарнизона в первый же день войны. Но наши солдаты, отрезанные от снабжения, подкрепления и даже воды, держали здесь оборону месяц. Сейчас Россия совместно с Республикой Беларусь вкладывает немалые деньги для поддержания памятника истории в надлежащем состоянии.
Периодически от стен крепости мигранты, маскирующиеся под туристов, пришедших в музей, через пограничную реку Западный Буг пытаются уплыть в Польшу, которая видна из Бреста невооруженным глазом. В неофициальном разговоре, бывший белорусский пограничник то ли в шутку, то ли всерьез смеясь сказал:
– Чем больше в Польше будут выделываться, тем больше мигрантов получат шанс доплыть до заветной цели.
Нарушителей, конечно, задерживают. Но в Белоруссии искренне недоумевают: не пора ли полякам начать платить за охрану их рубежей от южных гостей?
Брест — настоящая находка и для любителей изучения и более древних времен. Здесь можно увидеть сохранившиеся с 11-12 века строения поселения Берестье, которые откопали советские археологи. Сохранились деревянные домики, мостовые. Все это сейчас накрыто куполом и доступно к просмотру.
Такой мы и увидели Белоруссию: стоящую на твердом фундаменте наследия предков, и с надеждой смотрящую уже на Восток, в совместное экономическое будущее с Россией, Евразийским Союзом и Китаем, о тесных связях белорусов с которым мы рассказали в предыдущей статье.
Автор Сергей Сычев.