После тяжелой зимы, которая запомнилась воронежцам аномальным снегопадом, еще до сих пор не покинувшим некоторые городские улицы, в областной центр пришла весна, а с ней и ряд других проблем. Они, что называется, на поверхности – видеть их можно на дорогах, с которых вместе со снегом ушел асфальт, во дворах, где вытаяли горы мусора, не убиравшегося всю зиму, на тротуарах, на которых по неизвестным причинам просела плитка.
Конечно, не все эти проблемы относятся исключительно к ведению районных комбинатов благоустройства, но, тем не менее, вопросы чаще всего возникают именно к ним.
Из года в год
Сейчас комбинаты чаще всего объясняют возникающие к ним претензии нехваткой кадров, но проблема их недостаточно хорошей работы появилась не вчера. Если совершить небольшой экскурс в историю, можно найти, например, публикации на сайте городской Думы, датированные 19-м годом. Тогда в работе КБУ были выявлены серьезные нарушения.
- В Коминтерновском комбинате не поставлены на учет три транспортных средства. В Советском, Коминтерновском, Железнодорожном и Левобережном районах не завершены мероприятия по ремонту неисправной техники и оборудования. В Центральном и Советском районах до сих пор не обеспечен в полном объеме контроль за расходованием топлива с помощью оборудования ГЛОНАСС и ПК «СКАУТ», - выявила тогда проведенная проверка.
Кстати, эти нарушения были обнаружены уже после того, как КСП внесла комбинатам представления по итогу проведенного аудита. Но даже после этого, устранить все нарушения по неизвестным причинам не смогли. Изначально претензии к комбинатам были еще более существенные: в КБУ Железнодорожного, Коминтерновского, Левобережного и Советского районов на 80 единицах техники были неисправны спидометры и счетчики мото-часов автотранспортных средств, в большинстве случаев меры по их своевременному ремонту не предпринимались – ни в одном комбинате не велись журналы учета технического состояния спидометров. Техника с неисправным оборудованием регулярно использовалась для уборки города, что не только влечет за собой административную ответственность, но и не позволяет контролировать расход топлива.
Осенью 2022-го года новая проверка показала, что КБУ опять работают с нарушениями.
К примеру, в списке улиц, подлежащих уборке, неверно указана площадь некоторых из них и количество остановок общественного транспорта, отсутствует информация о наличии тротуаров и дорожек на территории отдельных скверов и бульваров, уборочная площадь остановок в районах определена различными способами и др.
- При исполнении муниципальных заданий комбинатами допущены случаи завышения объемов работ, а также выполнения работ, не предусмотренных заданиями. Кроме того, в рамках исполнения муниципальных заданий комбинатами производилась уборка озелененных территорий, которые закреплены за МБУ «Зеленхоз». Причиной допущенных нарушений и недостатков стал, в том числе, недостаточный контроль за исполнением заданий со стороны управ районов, - говорится в сообщении Контрольно-счетной палаты города от 31 октября.
Заметили аудиторы и то, что состояние некоторых остановок, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а надземный переход у автовокзала на Московском проспекте не содержится в должном состоянии, хотя и это входит в обязанности КБУ.
Ну, и, конечно, «вишенкой на торте» можно назвать возбуждение административных дел на директоров всех без исключения комбинатов благоустройства после сильного снегопада в декабре прошлого года. Не помогли ни уверения в том, что это погодное явление стало аномальным для Воронежа – такого количества осадков не выпадало одномоментно чуть ли не 20 лет, ни жалобы на недостаток рук и техники. Всех руководителей оштрафовали за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и нарушение требований техрегламентов.
Две беды
Детальное рассмотрение штатного расписания и укомплектованности сотрудниками КБУ показывает, что людей, действительно не хватает. Так, например, в Центральном районе из 79 необходимых по штату дворников, работает лишь 54, то есть 2/3. Однако зарплата работника ручной уборки здесь составляет около 40 тысяч рублей. Интересно, что в соседнем Ленинском районе не хватает 17 дворников, а зарплата там на 12 тысяч меньше. Как поясняют власти, заработная плата складывается из количества смен, в том числе и ночных, однако разница в зарплате в 30% это довольно заметная цифра. Вероятно, просто в Центральном районе более трудолюбивые дворники, которые готовы работать ночи напролет.
В целом, если смотреть на все КБУ, больше всего недобор людей как раз в Центральном районе, где самая высокая зарплата – там не хватает 34 человек, затем идет Коминтерновский – 32,5, потом Железнодорожный – 32, Ленинский – 30, Советский – 28, и лучше всего ситуация в Левобережном районе – там не хватает всего лишь 18,5 штатных единиц.
Между тем, нужно отметить, что каждый КБУ, несмотря на то, что находится в подчинении у районной управы, все же это отдельная организация со своими бухгалтерией, отделом кадров, вероятно, юридическим отделом, директором и тд. Соответственно, все эти сотрудники также находятся в штате и получают зарплату. Вполне возможно, небольшую, но получают. Почему КБУ не могут быть отделом районной управы, тем самым позволяя экономить средства, расходуемые на административный блок – неизвестно. А ведь вероятно, благодаря этой экономии удалось бы повысить зарплату рабочим и тем самым снизить дефицит сотрудников.
- Там у людей нет задачи работать хорошо, - говорит источник 36ON, ранее близко знакомый со сферой ЖКХ, - у них задача просто работать. За те деньги, которые они получают, они делают минимум и считают, что этого достаточно. Знаете, как они работают? Приезжает бригада на место, час они ходят вокруг, осматривают «фронт работ», потом начинают потихоньку что-то делать, с перекурами, никуда не торопясь. В 12 – на обед пора, они собирают инвентарь и поехали на базу – обед же там, покушать – это святое. Через два часа приезжают обратно – час на обед, час на дорогу – и всё по новой. В итоге день прошел, а сделано 30% от того, что можно было сделать. А потом получается, что людей не хватает. Не людей не хватает, а организации нормальной.
В принципе, это же можно заключить и из сообщения КСП от октября 2022 года: «Причиной допущенных нарушений и недостатков стал, в том числе, недостаточный контроль за исполнением заданий со стороны управ районов». Получается, что эксперт, знакомый с ситуацией, максимально близок к истине, и в комбинатах две проблемы – это нехватка кадров и неумение – или нежелание - этими кадрами эффективно управлять.
На что жалуемся
Одна из самых больших претензий горожан к КБУ – не просто плохие, а в буквальном смысле убитые дороги внутри кварталов. Жители улицы Мордасовой, например, рассказывают, что ее не ремонтировали не менее 10 лет. Притом, что это крошечный участок, длиной около 500 метров, но он полностью состоит из ям. Зимой, покрытый льдом, он превращается в «лунную поверхность», весной – в болото с лужами непредсказуемой глубины. Та же самая ситуация на Владимира Невского и еще десятках улиц Коминтерновского района.
Красивой фотографией, сделанной на Московском проспекте, делятся воронежцы в сети: здесь дорога тоже не похожа на дорогу. Но, очевидно, управу Коминтерновского района это не смущает. Смущает жителей, которые ломают здесь ноги и подвески авто.
- Бюджетные ассигнования на текущее содержание улично-дорожной сети на 2023 год были запланированы в сумме 161799,7 тыс. руб., исполнение составило 1583179,5 тыс. рублей (исполнение составило 97,8 процентов). На 2024 год частично выделены средства в сумме 516952,6тыс. руб. В дальнейшем по мере выделения денежных средств из вышестоящих бюджетов, они будут добавляться, - сообщают в мэрии. Вероятно, эти средства пошли на какие-то более проблемные участки, которые сильнее нуждаются в ремонте. Были ли эти средства на ремонт и содержание дорог потрачены эффективно, остается только догадываться, но если верить публикациям в социальных сетях, в городе остается еще очень много мест, которые вызывают недовольство граждан.
Немало жалоб поступает и на поразительно замусоренные улицы, заваленные отходами территории рядом с контейнерными площадками. Причем речь идет не только о дворах, за которые на самом деле отвечают управляющие компании, но и о местах, общего пользования – рядом с магазинами, рынками, школами и детскими садами.
А кое-где в городе до сих пор не вывезен снег, даже с тротуаров. Несмотря на то, что весна в этом году оказалась ранней и теплой – едва ли не с начала марта температура регулярно поднимается выше нуля, снега не было несколько недель.
- Проблема в системе. Не в конкретном КБУ или его руководителе, хотя не секрет, что некоторые комбинаты работают лучше других, - делится с нами другой наш собеседник, который также небезразлично относится к теме благоустройства города, - Нужны масштабные изменения, для того, чтобы у людей – от руководителя до рабочего - была правильная, понятная мотивация, была заинтересованность в том, чтобы сделать работу хорошо, а не просто поставить галочку. Пока этого нет, лучше в сфере ЖКХ ничего не станет. Почему бизнес работает эффективнее чаще всего? Потому что люди знают, ради чего они работают, и одновременно с этим знают, что за плохой результат они понесут ответственность. В первую очередь финансовую.
Выводы сделать можно только неутешительные, но делать их не хочется. Поэтому остается только думать о том, что совсем скоро в Воронеже растают самостоятельно остатки снега, вытоптанные газоны покроет свежая зеленая травка, мусор вывезут, а ямы на дорогах зальют асфальтобетоном. К маю Воронеж станет гораздо красивее. И будет таким примерно до ноября.