Военный корреспондент телеканала «Россия» Андрей Руденко накануне в Воронеже провел встречу с журналистами. Он уже около 10 лет занимается освещением конфликта между Россией и Украиной. Репортер поделился своими мыслями о том, что станет финальной точкой в его карьере военного журналиста, почему у него не возникает профессиональное выгорание, и о том, что и когда положит конец спецоперации.
Донецкие коммунальщики
Датой начала военных действий в Донбассе считается 26 мая 2014 года. Несмотря на все происходящее там с тех самых пор, многие люди не покидают этот регион. И если это и можно чем-то объяснить, то, наверно, только невероятной любовью к родным местам. Как говорит Андрей Руденко, люди, например, в Донецке готовы по доброй воле в свободное время убирать мусор на улице, нигде не увидишь даже сигаретного бычка.
Хотя Донецк остановился в развитии примерно в 2013 году, он выглядит лучше, чем Ростов-на-Дону. А еще он очень похож на Воронеж.
– Вы знаете, в Донецке два уникальных явления. Первое – люди, которые не уезжают, второе – это коммунальщики. Я вам клянусь, президенту говорил: «Владимир Владимирович, давайте донецких коммунальщиков отправим поучить других». В Донецке если ты за час не успел доехать до места обстрела, где дыра в асфальте, разбиты окна и посечены стены, то ты приезжаешь, а там – заделанный асфальт, забитые окна (даже иногда застекленные), заделанные дырки в стене. Звонишь начальнику ЖКХ: «Ну ты мог коммунальные службы туда позже отправить? У меня группа не успела приехать отснять». Ну просто люди невероятно любят свой город.
Честность
Некоторых людей, побывавших в гуще военных действий, потом тянет вернуться обратно. По мнению Андрея Руденко, это происходит потому, что любая такая борьба «более честная, чем мир».
– Там люди честные. Они живут только сегодняшним днем, потому что они не знают, проснутся ли завтра. Нет мыслей о подлости, потому что подлые не выживают там. Как и в любом коллективе, таких людей выгоняют. А финансовые интересы на фронте никому не интересны.
Ценой человеческой жизни
На Украине, по словам Андрея Руденко, есть люди, поддерживающие Россию. Однако контакты с русскими для них опасны для жизни. Поэтому, чтобы не подставлять тех, кто находится на той стороне, люди стараются обрывать все связи. Ведь никакая информация не стоит человеческой жизни.
В Авдеевке был случай, когда таксист стал свидетелем того, что не должен был видеть: ВСУ по какой-то причине били по своим же позициям. Таксист отправил фотографии происходящего в один из чат-ботов в Telegram. Позже выяснилось, что этот мужчина пропал. Посадили его или, может, убили – это осталось неизвестным.
– После таких случаев стараешься не подставлять людей. Ни одна информация не стоит человеческой жизни. Конечно, если эта информация не связана с куда более ощутимыми потерями людей, – говорит Андрей Руденко.
«Любой репортаж должен быть завершен»
Андрей Руденко занимается освещением этого конфликта уже 10 лет. В любой сфере рано или поздно может наступить профессиональное выгорание. По его мнению, оно начинается, когда неоднократно что-то завершаешь и начинаешь что-то новое.
– Любой репортаж должен быть завершен. Логический конец должен быть. И вот когда этот логический конец наступит – в моем случае это наша победа, однозначно, – больше военной журналистики в моей жизни не будет. Я с удовольствием сниму, например, как идет посевная или как дом строят, но на этом – все. И многие мои коллеги, я думаю, меня поддержат.
Точка невозврата
– При всей этой ситуации люди в Донецке верят в победу, верят президенту, верят в светлое будущее. И бóльших патриотов мало где встретишь. Их расстраивает, когда пушки меньше начинают стрелять, или когда самолеты меньше летают.
Военный корреспондент убежден, что вооруженный конфликт между Россией и Украиной закончится в этом году, причем российской победой.
– У врага уже подходит та точка невозврата по потерям. Сегодня нацисты затыкают «дыры» просто людьми с улиц. Это не профессиональные военные. Это люди, которые вчера шли на заводы, а сегодня с автоматами стоят на передовой.