Этой зимой погода испытывала воронежцев на прочность всеми возможными способами. На город обрушивались то сильнейшие снегопады, то ледяные дожди, в период оттепелей улицы уходили под воду, а стоило морозу вернуться, как дороги сковывал гололед. Вроде бы ничего из ряда вон выходящего, зима все-таки. Но практически каждый раз жители областного центра фактически оказывались со стихией один на один. Зима подходит к своему календарному завершению. Подводим итоги.
Аномальные снегопады, недостаток техники и кадров
Уже в середине декабря на город обрушились аномальные снегопады. С редкими перерывами осадки шли практически целую неделю. Высота снежного покрова превысила полметра. Жизнь в городе оказалась парализована: практически не ходил общественный транспорт, на дорогах и днем, и ночью держались пробки в 10 баллов, из дворов не вывозился мусор, а еще не ко всем магазинам по заснеженным дорогам могли пробиться грузовики со съестными припасами – в итоге в отдельных точках полки опустели.
Согласимся, таких мощных снегопадов в городе, пожалуй, не было многие годы (если не никогда). Но муниципальные службы могли сработать куда более слаженно и оперативно, а не просто разводить руками и выкладывать каждый день отчеты, только раздражающие горожан. Столько-то техники работало на улицах города, сколько-то пескосмеси было израсходовано. Смотришь новости, выходишь на улицу – и не понимаешь, где матрица, а где реальность.
Коммунальной техники в Воронеже не достает, не скрывают власти, даже несмотря на ежегодные отчеты о закупке все новых единиц. Журналистам 36ON в мэрии рассказали, что город обладает примерно 33% необходимой техники от норматива, который в первую очередь рассчитывается в зависимости от площади конкретного населенного пункта.
– В текущий зимний период комбинатами благоустройства районов используется 333 единицы коммунальной техники. Кроме того, в целях повышения эффективности выполнения работ, возложенных на комбинаты благоустройства, управами районов привлекается техника сторонних организаций (самосвалы и фронтальные погрузчики), а также рабочие на договорной основе для осуществления вывоза снежных масс с улично-дорожной сети и тротуаров, – рассказывают в мэрии.
В период с 2018 по 2023 год для районных комбинатов благоустройства при поддержке регионального правительства было закуплено более 200 единиц снегоуборочной техники. Но здесь стоит учитывать, что параллельно с закупкой идет и списывание техники, которая выработала свой ресурс. За указанный период, например, списали порядка 160 единиц. То есть по факту мы имеем не плюс двести единиц, а плюс сорок.
В администрации рассказывают, что в нынешнем году по поручению мэра Вадима Кстенина упор будет сделан на приобретение техники для работы на тротуарной части. С учетом климата средней полосы России, действительно, механизированная уборка – самый быстрый и относительно недорогой способ очистки улиц. Для ручной уборки той же площади потребуется целая армия рабочих. А специалистов ручного труда у нас, во-первых, дефицит, даже без всяких экстремальных снегопадов и гололеда, во-вторых, круглый год держать такой штат нецелесообразно.
В общей сложности на комбинатах благоустройства в городе на сегодняшний день работают более полутора тысяч человек.
– Штатное расписание сотрудников комбинатов благоустройства обусловлено финансовыми лимитами, выделяемыми на эти цели. Сейчас количество грузчиков в них укомплектовано на 71%, работников ручного труда – на 84%, водителей – на 89%, механизаторов – на 71%, – уточняют в мэрии.
Очереди на комбинаты благоустройства не стоят, мы в этом и не сомневались. Работа тяжелая, условия – сложные, зарплаты – низкие. Также смеем сделать предположение, что за последние несколько лет еще и произошел значительный отток кадров из этой сферы. На условиях анонимности один из источников в коммунальной отрасли рассказал нам, что в ряде управляющих компаний в свое время трудились мигранты из стран Ближней Азии, которые уехали домой на фоне происходящих в стране политических событий, еще небольшая часть сотрудников попала под мобилизацию, кто-то подписал контракты с Минобороны. Таким образом одни сотрудники ушли, а их место никто не занял. Молодежь в отрасль не стремится.
– В настоящее время прорабатывается вопрос о повышении заработной платы сотрудникам МБУ «КБУ районов» с целью привлечения новых сотрудников, – добавили власти, говоря о ситуации с кадрами.
Можно ли организовать уборку эффективней при существующих ресурсах?
С аномальными снегопадами Воронеж в декабре не справился. В конце того года как-будто бы даже нашли виноватого в этом. В отношении первого вице-мэра Сергея Петрина возбудили дело об административном правонарушении. Но ведь любому горожанину ясно, что проблема системная. И виноватых тут гораздо больше.
Даже при имеющихся ресурсах работу можно наладить. Пусть не до идеального, но, по крайней мере, чтобы в городе можно было существовать. Однако для этого на всех уровнях людям должно быть не все равно: мы сейчас говорим и о чиновниках, и о руководителях профильных структур, и о сотрудниках, и о простых горожанах.
К примеру, как раз в декабре власти активно взывали к воронежцам, паркующимся на обочинах, чтобы те не мешали работать снегоуборочной технике. Эффекта это практически не возымело.
Чтобы к минимуму свести эту проблему, парковка должна быть организована в «карманах», которые как раз так не любят коммунальщики за необходимость убирать их отдельно. Однако это один из наиболее действенных способов проезжую часть убрать целиком, отмечают общественники.
С другой стороны, если говорить о «карманах» для общественного транспорта, то их-то как раз быть не должно (прим. – в период снегопадов их фактически не было видно, замело, выяснилось, что хуже от этого не стало), как показывает мировой опыт. Во-первых, если их своевременно не убирают (а это чаще всего именно так), это добавляет проблем пассажирам, которые вынуждены нырять в лужи и сугробы и выныривать из них. Во-вторых, отсутствие «карманов» помогает общественному транспорту двигаться беспрепятственно, не лавируя между другими автобусами и машинами, пытаясь то попасть к остановке, то заехать в поток.
Для механизированной уборки тротуаров, если переходить к ним, технике требуется как минимум место. Хотя бы несколько метров без ограждений, столбиков, спусков. Да, получается, что безбарьерная среда нужна не только отдельным категориям населения. А еще там не должно быть припаркованных машин (и здесь тоже) и рекламных конструкций.
При зимней механизированной уборке очень важно предусмотреть защиту для зеленых насаждений. Иначе к весне город не досчитается не только асфальта, который у нас традиционно тает вместе со снегом, но и десятков поврежденных деревьев.
Помимо уборки снега, существует также вопрос, где складировать снежные массы до их вывоза, который одномоментно со всех улиц просто невозможен. Если помните, как раз в декабре снежные валы «убили» выделенную полосу для общественного транспорта на Плехановской. В идеале для этого как раз можно использовать парковочные карманы, либо так называемое неиспользуемое пространство, например, на перекрестках. А вот с практикой скидывания снега на обочины и газоны нужно прощаться. В последнем случае, надо отметить, как раз страдают зеленые насаждения.
– В период обильных снегопадов, выпавших за непродолжительный период времени, главной причиной осложнения процесса уборки снега является интенсивное движение транспортных средств, перегруженность улично-дорожной сети городского округа движущимся и припаркованным автотранспортом, – подтверждают в мэрии. – В дневное время вывоз сформированных валов снега в прилотковой части дороги затруднен, в связи с чем данные мероприятия проводятся в ночное время. Систематически для оптимизации процесса уборки особенно в период обильных снегопадов, с целью сопровождения колонн уборочной техники и эвакуации припаркованных автомобилей с улично-дорожной сети привлечены сотрудники Госавтоинспекции, а также эвакуаторы.
Мы поинтересовались в мэрии, существует ли какой-то алгоритм на случай аномальных снегопадов или, например, гололеда.
– Уборка снега на улично-дорожной сети городского округа город Воронеж осуществляется МБУ «КБУ районов» круглосуточно, в соответствии с технологическими режимами уборки. В первую очередь производится очистка от снега улиц с интенсивным движением и маршрутами городского транспорта, улиц и проездов к социальным объектам, тротуаров, остановок общественного транспорта, подходов к пешеходным переходам, нагорным лестницам, спускам, подъемам, – вот все, что нам ответили на поставленный вопрос.
С претензиями по уборке улиц жители города могут обратиться в управу соответствующего района.
«У мэрии – чисто, во двор – не проехать»
Воронежцы нередко, и не сказать, что совсем уж необоснованно, ругают власти за то, что в первую очередь в порядок приводят территории у административных зданий, магистральные улицы, а вот про частный сектор, про дворы – напрочь забывают.
До отдельных спальных районов с момента декабрьских снегопадов, кажется, не добрались до сих пор. Когда, например, последний раз видели коммунальную технику в Северном микрорайоне, можно примерно посчитать по уровню ледяных наслоений на тротуарах. Спасибо, основной снег все-таки ушел в период оттепелей.
Уборка дворов, тротуаров и территорий многоквартирных домов – это уже зона ответственности управляющих организации, вне зависимости от правовой формы. Город в случае острой необходимости может подключаться, но это происходит в том случае, если выполнены основные работы на вверенных муниципальным предприятиям территориях.
Картина во дворах этой зимой вынуждает воронежцев самоорганизовываться и выходить на субботники, «раскапываться» самостоятельно, искать песок и соль, а иначе – далеко не уйдешь и не уедешь.
– За несколько дней до нашего двора коммунальные службы не добрались, – вспоминает Олег Мартынов, житель одного из домов в Северном микрорайоне, декабрьские снегопады. – Пока откапывали машины на стоянке у дома с утра, перезнакомились с соседями. Съездили купили лопаты, вечером после работы вышли на расчистку двора самостоятельно. За пару-тройку часов привели все в божеский вид, еще и детям горку соорудили. Такие субботники не кажутся мне негативной практикой, если честно. Если бы все жители ценили труд друг друга. Но у нас как? Один себе место расчистил, другой на это место встал. А еще очень бы хотелось помощи минимальной от УК. Те же лопаты у них есть наверняка, противогололедные смеси, трактор в конце концов, – горько усмехается мужчина.
В случае неудовлетворительного состояния дворовых территорий в первую очередь обращаться нужно в управляющую организацию, если там все сигналы игнорируют – тогда уже в Госжилинспекцию.
– При поступлении обращений граждан в адрес жилищной инспекции надзорным ведомством организуется контрольное мероприятие. По результатам которого в случае выявления нарушения обязательных требований в части непринятия мер по уборке снега и наледи принимается решение о наказании виновных лиц, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц – от 250 до 300 тысяч рублей, – сообщили нам в ГЖИ по Воронежской области.
В Воронеже с 1 декабря 2023 года по настоящее время в ведомство поступило больше тысячи обращений.
– За 2,5 месяца жилищными инспекторами обследовано около 1300 дворовых территорий. Проведено 452 профилактических мероприятия в формате информирования управляющих организаций, а также 12 профилактических визитов. Кроме того, проведено 48 выездных проверок и инспекционных визитов, по итогам которых выдано 31 предписание. В отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ, – добавили в ведомстве.
Последнее стихийное бедствие обрушилось на столицу Черноземья в ночь с 11 на 12 февраля. На фоне температурных качелей в городе прошел дождь. Все дороги превратились в катки. По ровным тротуарам можно было передвигаться только вскользь, по поверхностям под минимальным уклоном, без альпинистского оборудования – просто никак.
Несмотря на предупреждения коммунальщиков и прогноз погоды, превентивно дороги обработать не успели. Воронежцы, которым тогда удалось как-то добраться до магазинов, раскупили, во-первых, ледоступы, чтобы хоть как-то перемещаться по городу, а во-вторых, соль.
– На дорогу до школы с ребенком в то утро потратили вместо 10 минут полчаса. Дважды упали. И это еще, можно сказать, легко отделались, – вспоминает Марина, жительница Юго-Западного района, последствия ледяного дождя. – У нас во дворе ничего не посыпали, не убрали ни утром, ни на следующий день. Я сама сходила в магазин за солью, посыпала дорожки. В то же время знакомые рассказывали, что у них вся территория вокруг домов буквально была засыпана песком. Так что тут от ресурсов и наличия совести у УК зависит, я так понимаю.
Воронежские травмпункты уже утром того же дня были переполнены. За день травмы получили более 800 человек, в том числе больше сотни детей.
Александр Гусев, комментируя ситуацию в городе, назвал ее ненормальной.
– Муниципальные комбинаты вынуждены распылять силы: они работают ещё и за управляющие компании, которые не справляются с уборкой во дворах, как это уже было во время снегопадов. А масштабы гололеда оказались таковы, что необходима концентрация всех сил на вверенных участках. Но оставить жителей с обледеневшими дворами тоже было нельзя. По управляющим компаниям все выводы уже сделаны. От ответственности никто не уйдет.
В городе тогда объявили внеплановый зимний субботник. На помощь призвали сотрудников различных организаций, студентов. Улицы преобразились на следующий день. Многие тротуары оказались вычищены до асфальта. То есть когда очень нужно, когда вот-вот полетят «головы с плеч», то, оказывается, можно сделать, чтобы все работало?
Кстати, с представителями крупных городских УК, отвечающих за большое число домов, мы также пытались связаться. Нам пообещали прислать ответы, но спустя неделю этого так и не произошло. Вероятно, все-таки побоялись говорить на серьезную тему.
– В этом году мы столкнулись с сильными снегопадами. Понятно, что невозможно содержать такое количество техники, которое способно было бы оперативно сразу с ними справиться, – считает воронежский общественник, представитель сообщества «Город и транспорт» Виталий Иванищев. – Но проблема в том, что, к сожалению, по массе направлений даже спустя неделю после прекращения снегопадов все равно проблемы оставались. Эта зима намного тяжелее, чем в предыдущие годы.
На миллионный город, если сравнивать Воронеж с другими «миллионниками», у нас не так много техники. Кроме того, существует дефицит рабочей силы. Это правда. По разным причинам. Во-первых, большой отток низкоквалифицированного персонала из-за СВО, во-вторых, очень много уехало, либо не приехало мигрантов. Это больше ощущают Москва и Петербург, но поскольку в столице дефицит, Москва в свою очередь переманивает воронежские кадры. Поэтому страдаем и мы.
Чтобы исправить ситуацию, нужно поднимать вопрос повышения оплаты труда в этой отрасли. Хотя воронежцы не очень активно идут на такие работы. А еще делать город привлекательным для миграции, чтобы в Воронеж ехали люди, как высококвалифицированные, так и не очень, поскольку нужны и те, и другие. Воронеж должен стать комфортным городом с развитой инфраструктурой, с хорошей городской средой, современным благоустройством, транспортом. К нам поедут в том случае, если будут видеть Воронеж как активный и развивающийся город.
За эту зиму Воронеж превращался то в непроходимую снежную пустыню, то в болото, то в каток. Практика показала, что как и сфера общественного транспорта, эта сфера сильно страдает. Однако очень хочется надеяться, что выводы были сделаны и работа будет проведена. Впереди нас ждут не одни температурные качели, мокрый снег, дожди и гололед. Хочется пожелать воронежцам (и себе в том числе) просто выжить.