Об основных событиях минувшей недели, связанных с СВО на постукраинских территориях, — в традиционной авторской колонке военного обозревателя 36ON Владимира Сапунова.
На минувшей неделе войска Минобороны РФ продолжали тяжёлую и кропотливую работу по продавливанию оборонительных линий противника по всему фронту. Несмотря на тяжёлые погодные условия и пополнение резервов неприятеля, русская армия продолжает методично развивать успехи.
Ситуация на фронтах
Очевидно, что на Донецком направлении наши войска столь прочно завладели инициативой, что поражение противника — уже вопрос времени. Командование понимает, что главное — не спешить, сохранить личный состав и технику. И, конечно, не наделать ошибок. Поэтому и наступление на северном и южном фасе Авдеевки развивается с ювелирной точностью — при мощнейшем огневом воздействии на противника.
Русская армия консолидирует свои успехи в районе Степного — к северу от Авдеевки — с перспективой выхода к железнодорожной станции Очеретино и перерезания важного пути снабжения ВСУ. Тяжёлыми боями завершается взятие Марьинки, где у ВСУ ещё наблюдается контроль над небольшой территорией на северо-западе бывшего ПГТ.
На этом участке фронта будут рассматриваться две взаимосвязанные перспективы: наступление на Курахово, чтобы взять в клещи Угледар, и/или прямое наступление на Угледар, мощнейший укрепрайон неприятеля, до которого от Марьинки примерно 20 километров. Вообще, учитывая конфигурацию фронта и общий контекст, можно говорить о том, что успехи на Донецком и Артёмовском направлениях скоро позволят начать настоящее наступление на укреплинию врага Константиновка — Дружковка — Краматорск — Славянск.
Но в районе Артёмовска (Бахмута) сначала надо подготовить атаку на Часов Яр, важный логистический узел ВСУ. Что и делается — продавливанием позиций противника в районе Богдановки на северном фасе этого участка и высот у Клещеевки на юге. Чтобы удерживать позиции, командованию ВСУ постоянно приходится лихорадочно перебрасывать войска с фронта на фронт. И это ведёт к успешным действиям русской армии на Северском (в районе Весёлого), Купянском (Синьковка — Петропавловка), Ореховском (Работино — Вербовое) направлениях.
Что касается плацдарма ВСУ на левом берегу Днепра на Херсонском направлении, в районе Крынок, то вчера уже и верховный главнокомандующий сказал, что этот участок земли используется ГШ Минобороны для перемалывания сил противника. И это в очередной раз подтверждает, что военно-политическое руководство Украины совершает акцию в Крынках скорее в пиар-целях. Которые стоят врагу больших потерь.
«Главное — верить в русский народ»
Именно так закончил вчера свою ежегодную прямую линию, сопряжённую в 2023-м с пресс-конференцией, президент Владимир Путин. Надо сказать, что глава государства вчера, общаясь с журналистами и народом, выражал не только веру, но и уверенность, чувствовалось стремление успокоить граждан и показать, что всё под контролем.
Что, разумеется, контрастировало с декабрём прошлого года, когда Путину пришлось выступать после харьковско-херсонского отступления и объявленной в связи с тяжёлой ситуацией на фронте частичной мобилизацией. Проведение которой потребовало от верховного главнокомандующего определённых разъяснений.
В этом же году президент не только спокойно повторяет, что все цели и задачи СВО будут выполнены, но и, улыбаясь, напоминает, что Одесса — это русский город. Что позволяет сделать простой, но очень обнадёживающий вывод: вооружённый конфликт будет вестись до капитуляции врага. И дело разгрома украинской государственности и возвращения исконно русских территорий не будет приостановлено на полпути. То есть Кремль не настроен в очередной раз попадать в дипломатические ловушки Запада — идти на заморозки, перемирия и вообще на некие «мирные переговоры».
Запад ищет новые возможности для финансирования киевского режима
Тем временем на Западе, где в отличие от украинской пропаганды, которая до сих пор «обороняет Бахмут» и «сбивает все русские ракеты», хорошо понимают, что ситуация на фронте развернулась не в пользу США и ЕС. Конечно, ставится задача как-то всё это объяснить западной аудитории и найти козлов отпущения. Но при этом совсем не снимается задача продолжать поддерживать ВСУ и максимально отдалить самые неприятные для себя последствия.
Для администрации Байдена сейчас не самое удобное время для плохих вестей из зоны русской СВО. В США, как это обычно бывает примерно за год до президентских выборов, неформально стартует избирательная кампания. Нынешний глава Белого Дома по популярности проигрывает Трампу. На 5% в целом по стране и, что ещё опаснее для демократов, Байден уступает в большинстве «колеблющихся» штатов.
В этих условиях, несмотря на двухпартийный консенсус по Украине, у GOP есть сильнейший соблазн использовать байденовские неудачи в военной операции в предвыборных целях. Поэтому республиканцы стали потихоньку покусывать администрацию в парламенте, не позволяя Байдену выделить киевскому режиму более 60 миллиардов долларов, как президент того хочет. Всё жестче становятся требования к Белому дому конкретизировать цели на Украине и объяснить, почему провалилось широко разрекламированное «контрнаступление».
На этой неделе Зеленский слетал в Конгресс, но его речи о том, что ВСУ «не отдали ни одной украинской деревни» и «эффективно побеждают Россию в Чёрном море», не убедили американских парламентариев. Конгрессмены отложили вопрос о дальнейшей помощи украинскому руководству до 2024 года. А пока Пентагон вынужден финансировать Зеленского, Залужного и их компанию за счёт внутренних резервов — объявлен новый пакет в 800 миллионов долларов.
Очевидно, что американские элиты настроены на то, чтобы переложить бремя подачек киевскому режиму на Европейский союз. Именно в Брюссель на очередной саммит ЕС и отправился Зеленский после Вашингтона. Еэсовцы готовят для Украины пакет в 50 миллиардов евро. Пока его тормозит Венгрия, которая ждёт разблокирования миллиардов евросоюзовских денег для себя. Их Брюссель для Будапешта заморозил из-за принятия венгерскими властями ряда консервативных законов, направленных на защиту традиционных ценностей.
Вчера же Украина получила известие о том, что Евросоюз начнёт с ней переговоры о вступлении в эту организацию. На практике это мало что значит, поскольку, как показывает история, такие разговоры могут вестись по 10 лет и больше. Турция, получившая статус кандидата в 1999 году, точно не даст соврать. Ну а воюющая и нищая Украина брюссельским бюрократам нужна куда меньше, чем Турция, которая им не нужна совсем. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вчера отрезвил украинцев, напомнив, что процедура принятия в ЕС потребует ещё 75 голосований. Судя по тому, с каким трудом прошло первое из них, язвительность главы венгерского кабинета министров совсем не безосновательна.
Впрочем, как мы уже неоднократно говорили, Россия может рассчитывать на урезание финансирования Западом Украины и даже с усмешкой говорить «халява заканчивается», как вчера сделал Путин. Но полагаться на это никак нельзя, понимая, что США и ЕС фактически вступили в новую гонку вооружений. Враги в Вашингтоне и Брюсселе прекрасно понимают, что им надо сильнее разгонять свой ВПК. С целью максимально затруднить выполнение боевых задач русской армией.
Поэтому, наблюдая за распрями в неприятельском стане по поводу денег для Киева, нашему военно-политическому руководству надо не забывать о главном: необходимо постоянно истощать экономические ресурсы противника ударами по промышленной, военной и стратегической инфраструктуре в его тылу. На этой неделе пришли приятные новости о ракетных ударах по таможенному комплексу в одесском порту, по району аэропорта в Жулянах близ Киева, по военному аэродрому Староконстантинов в Хмельницкой области. Хорошо, но мало. С октября количество ударов по тыловым объектам врага сократилось, особенно роскошествует западная Украина. Надеемся, что недолго и что скопленные ракеты скоро вновь будут бить по Львову и Ивано-Франковску, нанося серьёзный ущерб.
Как президент верит в русский народ, так и русский народ верит в то, что военно-политическое руководство будет и дальше с максимальной эффективностью выполнять цели и задачи СВО. И с печальными последствиями для врага.