Гороскоп на 17 мая: не все ожидания оправдываются

Синоптики спрогнозировали в Воронеже теплые и дождливые выходные

Защита осужденного за присвоение 58 млн экс-ректора ВГТУ отозвала ходатайство о замене наказания

Сегодня необходимо тщательно продумывать все действия, тогда и результат будет вполне ожидаемым и даже лучше

Грозы обрушатся на Воронежскую область

На Московском проспекте ликвидируют парковочные карманы

Летние каникулы в воронежских школах стартуют с 26 мая

Воронежский суд постановил снести скандальный особняк на берегу Усманки

Миллиардный штраф за ущерб Воронежскому водохранилищу так и остался не оплачен

В Воронеже движение у площади Ленина будут закрывать в течение двух недель

Воронежцы берут своих домашних любимцев на отдых в Грузию и Турцию

Сегодня стоит играть первую скрипку лишь в тех сферах, где вы являетесь экспертом

Заболеваемость COVID-19 выросла в два раза в Воронежской области

Стало известно число пострадавших при взрыве в Острогожске 9 мая

Снова отложили снос стадиона профсоюзов в Воронеже

День не будет существенно отличаться от предыдущего, поэтому стоит мобилизовать все свое внимание, дабы неприятные происшествия не испортили картину дня

Начальнику ЮВЖД вынесли предупреждение за игнорирование обращений воронежцев

Воронежский губернатор: «Факел» уже переписал историю, подарив нам три сезона подряд в РПЛ

Следующие длинные выходные ждут воронежцев в июне

Торги на строительство школы на 1500 мест под Воронежем провалились

День накануне полнолуния будет довольно сложным, вполне вероятно, что можно столкнуться с предательством, так что сегодня важна неустанная бдительность
 

На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Воронежцев начали пугать украинской акцией «Отравление» ко Дню Победы

Зарплаты в Воронежской области подскочили на 20% с начала года

 

Видео атаки БПЛА на Воронежскую область опубликовали в соцсетях

Экс-глава Ямного под Воронежем попал под уголовное дело

День очень чувственный, но при этом обойдется без перегибов и ссор

Мотопробег «Ночных волков» в честь юбилея Победы прошёл в Воронеже

Воронежцам пообещали единый номер и чат-ботов для обращения к врачам

 

Авторы

Юрий Новиков: «Сфера общественного транспорта в Воронеже находится в системном кризисе»

transport

Почему в Воронеже никак не удается наладить ситуацию с общественным транспортом, сколько в реальности денег нужно, чтобы модернизировать систему, и на что они должны быть потрачены, спасёт ли город БРТ и как обстоят дела у соседей – об этом и многом другом мы поговорили с представителем сообщества «Город и транспорт» Юрием Новиковым. Он уже долгие годы работает с проблемой общественного транспорта в Воронеже и хорошо разбирается в теме.

В ближайшие дни редакция 36ON выпустит большой материал, посвященный теме общественного транспорта в городе. Следите за обновлениями на нашем сайте, в социальных сетях и Telegram.

Исторически сложилось…

– Сфера общественного транспорта в Воронеже находится в системном кризисе. Модель, которая у нас была построена после 90-х, долгие годы функционировала на базе чёрного нала, – рассказывает Юрий Новиков. – Когда транспорт с 2017 года начали переводить на прозрачные расчеты по банковским картам – существующей системе заметно поплохело. Кроме того, у нас с конца 10-х годов началось тарифное торможение – тариф перестал успевать за возрастающими потребностями сферы. Проблему поначалу решали просто: снижением темпа обновления подвижного состава. В итоге к 2020-м годам мы оказались в ситуации, когда подвижной состав обновляют практически только муниципальные и государственные перевозчики.

Сейчас, рассказывает общественник, город идет к тому, что большая часть частных перевозчиков просто дорабатывает ресурс техники на старых контрактах с водителями. Себя в будущем они, по большому счету, не видят.

– Все это значит, что в 2026 году нам придется выстраивать маршрутную сеть, опираясь большей частью на силы муниципального и государственного перевозчика, – подытоживает активист.

Второй момент связан с тем, что у нас мало что осталось от инфраструктуры общественного транспорта. Современная транспортная инфраструктура предусматривает кучу выделенных полос, специальные светофоры, приоритеты движения, проездные документы и пересадочные узлы. У нас ничего из этого фактически нет.

Наконец, третья и главная проблема заключается в том, что из отрасли уходят кадры, а молодежь туда просто не идет.

– Вакансии в сфере общественного транспорта – вещь антагонистичная всем представлениям молодежи о работе. Потому что сейчас ценятся гибкий график, удаленная работа, комфортные условия труда. В транспортной сфере водителю негде сходить в туалет, негде поесть и отдохнуть – назвать это комфортными условиями даже язык не поворачивается, – замечает общественник. – Не говоря о том, что водитель должен совмещать другие профессии. Как минимум – кондуктора и перегонщика по парку (заправка, мойка, организация мелкого ремонта транспортного средства). Естественно, подобные перспективы никого в восторг не приводят. Не стоит это того. Зарплаты водителей сейчас по Воронежу держатся на уровне 70 – 105 тыс. рублей.

транспорт
…и что нам с этим делать?

Сейчас нам надо перестраивать сферу обратно, в ту парадигму общественного транспорта, где большая часть подвижного состава принадлежит государству и муниципалитету, когда водители – наемные работники, которые работают по расписанию с соблюдением режима труда, для них созданы условия (конечные с пунктом отдыха), говорит Новиков. Так, чтобы у водителя не болела голова за пресловутый план выручки.

– Все эти мероприятия будут стоить от 10 до 20 млрд рублей. Единомоментно практически. Город считает, что для него это нереально. Вопрос в том, что через какой-то срок у него просто не окажется выбора.

Мы говорим о системном кризисе, то есть отрасль находится уже на грани катастрофы. На сегодняшний день транспорт худо-бедно, путем набивания салона «в мясо», с перевозкой справляется. Когда он перестанет справляться, вот тогда наступит катастрофа. До этого момента рукой подать.

транспорт

В ближайшие год-два, на взгляд общественника, ничего существенно в сфере общественного транспорта не изменится. Среди позитивных моментов Новиков называет работы по укрупнению подвижного состава. Эксперт отмечает, что таким образом идет некая оптимизация: раз уж существует дефицит водителей, то использовать кадры нужно с максимальной пользой, чтобы водитель вел не маршрутку на 20 человек, а автобус вместимостью 100 человек.

Кроме того, в городе начали появляться новые маршруты. Появился маршрут №44 в этом году, маршрут №3 будет через месяц переведен на автобусы большой вместимости. В город привлекли иногороднего перевозчика.

– Еще из позитивного я вижу назначение Максима Захарова руководителем управления транспорта городской администрации. Мне кажется, это, по большому счету, наша последняя надежда, потому что человек действительно неравнодушен, хорошо знает сферу, – замечает Новиков.

тролл
Каковы перспективы?

Сейчас у нас заканчивается пятилетний цикл. С 2026 года у нас будет новая система контрактов, актуализированная маршрутная сеть.

– Но вообще, сейчас, на мой взгляд, надо играть на опережение. Надо переходить на систему магистральных маршрутов – то есть ускоренными темпами строить так называемый метробус, причем не только на Московском проспекте (и без всякой разбивки на три очереди). Московский проспект строим немедленно, тут же проектируем Ленинский проспект, 9 Января, Ворошилова, Кольцовскую и т.д. Это надо делать быстро. Времени не осталось.

Чтобы привлечь молодежь, придется ставить зарплаты выше рынка, хотим мы этого или нет. А рынок в лице крупных промышленных предприятий, особенно агропромышленных, диктует зарплаты в 120-160 тыс. рублей для водителей категории D. Если мы хотим решить проблему, мы будем говорить о суммах в 180-200 тыс. рублей, но это безумие. Оно может быть «расшито» только одним способом – внедрением технологий, которые позволят нам перейти к беспилотному транспорту.

транспорт
А как у соседей?

В соседних регионах картина тоже довольно печальная.

– Многие города однако избежали ошибки Воронежа. Там всегда существовал большой муниципальный или государственный перевозчик. В Белгороде функционирует фактически один перевозчик – «ЕТК». Водители либо работают на эту компанию, либо на частные, которые все равно находятся на субподряде. Другое дело, что Белгород отказался от электротранспорта, что крайне разочаровывает, с одной стороны, с другой стороны – они дали нам исторический шанс поддержать воронежский троллейбус, потому что большая часть инновационных хороших машин (БКМ 420 «Витовт») перекочевала именно к нам. Кстати, Белгород реализовал свой своеобразный проект БРТ на улице Щорса. Вопрос в том, что они остановились в дальнейшем развитии. Остановка означает, что вы начинаете катиться назад.

В Курске очень хорошие результаты. Там, конечно, был маршруточный рай, такого разнообразия мы даже и не видели. Сейчас начинается история с собиранием электротранспорта в один кулак. Туда начали поступать инновационные классные российские трамваи. Они сохранили трамвайную систему, кроме того, у них есть большие планы по ее развитию, по восстановлению линий, снятых в 90-е годы.

В Орле все печально, в Тамбове все плохо. В Брянске постепенно начинают развивать электротранспорт, они начинают получать новые машины и, насколько мне известно, подумывают о концессии. В Липецке, опять же, – концессия. Они начинают менять рельсы, приобретать новые вагоны, уже в этом году пришло 20 единиц. Там трамвай обретает новую жизнь.

остановка

Проблемы с водителями, с неразвитостью сферы, они есть везде, подытоживает общественник. Но многие города из наших соседей не потеряли конечные, диспетчерские пункты, проводилась работа по остановкам.

– Мы же сейчас сталкиваемся с тем, что у нас помимо советских остановок ничего нет. При этом у нас активное дорожное строительство. Каждую новую остановку на новых улицах надо выбивать с боем. Построили улицу Академика Конопатова. Я уверен, что местные жители скоро спросят: «Где наш общественный транспорт?». А его не будет. По той причине, что при реконструкции там не сделали ни одной остановки. То же самое по улице Загоровского, на улице Крынина. Вот с этими инфраструктурными моментами у нас большие проблемы.

То же самое на Артамонова и Маршала Одинцова. Там построили несколько ЖК у самой воды – «Лазурный», «Волна-1». А подвести к ним транспорт нет никакой возможности, потому что пропускная способность улиц не позволяет это сделать. Где-то есть улица, но нет остановок. Это хроническая проблема.

Делать нужно то, о чем говорил мэр Вадим Кстенин в начале своего первого срока: применять транзитно-ориентированное проектирование. То есть сначала мы выстраиваем транспортный каркас – дороги, остановки, инфраструктуру, потом строим кварталы. Это и надо делать. Мэрия об этом прекрасно знает. Вопрос в том, почему так не делается.

Чтобы организовать в Воронеже систему общественного транспорта, отвечающую запросам времени и потребностям города-миллионника, предстоит проделать огромную работу. Это не вопрос нескольких месяцев, в лучшем случае – нескольких лет. Хорошо, что в Воронеже остаются общественники, готовые предложить решения, а также чиновники, готовые к этим предложениям прислушиваться. Вот только хватит ли у того же управления транспорта сил и ресурсов, чтобы исправить уже сделанные до этого ошибки?