В общественном транспорте Воронежа уже несколько лет существует возможность оплаты проезда банковскими картами. Для большинства пассажиров это не только удобно – не приходится возиться с мелочью – но и выгодно: одна оплаченная безналом поездка обойдется в 21 рубль, тогда как наличными придется отдать 23 рубля. Несмотря на это многие горожане задаются вопросом, а появятся ли в городе специальные транспортные карты?
Согласно официальным данным, более 70% жителей областного центра оплачивают проезд именно с помощью банковских карт (или с помощью электронных устройств – смартфонов или смарт-часов, к которым карта привязана). При этом многие говорят о том, что если речь идет именно о физических картах – доставать их в маршрутках не всегда удобно.
– Оплата проезда банковской картой лично для меня не самый приемлемый формат, – признается жительница Воронежа Екатерина. – Карта у меня одна, все имеющиеся денежные средства я храню именно на ней. В переполненных автобусах можно выронить карту и не заметить этого или, например, ее могут вытащить карманники. У моей подруги мама – женщине уже 78 лет – потеряла карточку, когда ехала в поликлинику. Пожилые люди не могут быстро сориентироваться, что нужно делать в таком случае и очень сильно переживают. Еще один неприятный момент – передавать карту через весь салон, если войти в первую дверь не удается, а в часы пик довольно часто так и получается.
Проблему с «путешествием» карт через весь салон автобуса власти частично обещали решить уже весной. В январе стало известно, что в ряде городских автобусов и троллейбусов установят новые валидаторы у каждой двери. Сообщалось, что усовершенствованные терминалы в итоге появятся в 259 машинах «Воронежпассажиртранса». Специалисты объясняли, что основное устройство по-прежнему будет находиться у водителя, а уже к нему привяжут другие валидаторы. То есть, при возникновении каких-то проблем с оплатой это увидит и водитель, и пассажир – на экране появится соответствующее сообщение. Однако, как нам рассказали на днях в мэрии, временно от этой идеи было решено отказаться. Не нашлось пока технического решения.
– Установка валидаторов должна сопровождаться контролем, иначе спровоцируем увеличение «зайцев». Как это все сделать правильно и без потерь — обсуждается, – пояснили в пресс-службе администрации.
В мэрии корреспондентам портала 36on.ru также рассказали, что пока рассматривается дальнейшая модернизация системы оплаты проезда именно на базе банковских, а не отдельных транспортных карт.
Уже в этом году в тестовом режиме в городе должны появиться проездные. Виртуальные билеты собираются привязывать к обычным банковским карточкам.
– Внедрение системы безлимитных проездных инициировалось городским управлением транспорта и раньше, однако это организационно и технически сложный вопрос, поскольку сейчас мы имеем дело с двумя операторами безналичной оплаты проезда. Между всеми участниками должно быть заключено соглашение и отработаны все механизмы. При достижении взаимного соглашения – в случае реализации проекта – пассажиры смогут в течение месяца безлимитно совершать поездки по фиксированной стоимости, рассчитанной с учетом социального стандарта – 2 100 рублей. Запустить проездной планируется в тестовом режиме в течение этого года, чтобы оценить систему и учитывать этот опыт в дальнейшем при развитии транспортной отрасли в целом, – рассказывают в пресс-службе мэрии.
Если поделить предполагаемую стоимость проездного на месяц, т.е. 30 дней, становится понятно, что пригодится он далеко не всем. Все-таки при отсутствии пересадок среднестатистический воронежец на проезд тратит меньше 70 рублей в день.
Если смотреть на опыт крупных городов, например, Москвы и Санкт-Петербурга, то там проездные привязаны именно к транспортным картам. Хотя с некоторых пор наравне с «Тройкой» и «Подорожником» также существует возможность оплатить проезд и банковской картой (сейчас терминалами оборудован почти весь подвижной состав, а также станции метро). В некоторых случаях тариф дифференцированный и оплата транспортной картой все еще более выгодна для пассажира. Однако нельзя не отметить, что несмотря на это все больше горожан пользуются обычными банковскими картами.
– Мне кажется, смысл в появлении транспортных карт будет только в том случае, если это будет выгоднее для пассажира, – делится мнением воронежец Дмитрий. – А так у многих сейчас все карты в смартфонах. То есть нет разницы в том, платишь ты банковской картой или транспортной. Но, как я понимаю, при действующей системе оплаты перевозчики заинтересованы только в повышении тарифа, а не в разнице оплаты картами, «Тройками» или наличными.
С тем, что на вопрос надо смотреть глобальнее и менять систему работы с перевозчиками как можно быстрее согласны и городские активисты из «Город и транспорт».
– За последние 20 лет сложилась такая финансовая схема городских перевозок: управление тарифов устанавливает стоимость проезда, пассажиры платят эту стоимость водителю и получают за это услугу в виде поездки в городском транспорте. Далее водитель заправляет автобус, забирает часть денег в качестве зарплаты, а остальное отдает перевозчику. Перевозчик за эти деньги платит лизинг автобусов, ремонтирует их, оплачивает стоянку, бухгалтера и прочие расходы. С введением оплаты банковской карты, принципиально ничего не поменялось, разве что часть денег, минуя водителя, напрямую стали уходить перевозчиком, – объясняет Виталий Иванищев. – Тариф – единственный источник финансирования городского транспорта, муниципалитет не вкладывает в эту важную инфраструктурных градообразующую систему ни копейки. Соответственно, при падении потока в вечернее время, а также на второстепенных, не магистральных улицах, автобусы просто исчезают. Нет пассажира – нечем заправлять автобус и платить водителю.
Что изменится в случае введения транспортной карты? Если не изменить финансовую схему в целом, то ничего. Просто если сейчас есть два способа передачи денег перевозчику от пассажира: наличными и банковской картой, то появится третий. Соответственно, часть денег в качестве комиссии будет оседать у оператора карт, также это происходит у банков.
Что-то изменится только в том случае, если изменится сама схема, город перейдет на систему брутто-контрактов. Тогда деньги пассажира будут поступать не перевозчику, а муниципалитету. Город будет собирать эти деньги, делать заказ перевозчику, а перевозчик будет получать оплату не за количество перевезенных пассажиров, а за объем выполненной транспортной работы. Только тогда можно будет избавиться от долго отстоя на светофорах, вернуть автобусы на улицы в вечернее время, обслуживать так называемые социальные маршруты.
Введение транспортных карт упростит переход на брутто в будущем, но само по себе оно ничего не изменит. Изменения произойдут лишь тогда, когда муниципалитет перестанет отдавать транспорт на откуп перевозчиков и возьмёт на себя ответственность за его нормальное функционирование.
Фото – Pixabay.