Работа Ивана Горшкова, как обычно, тревожит. На большом железном листе он изобразил маслом парад на площади Ленина в честь 425-летия Воронежа. Помимо горожан, поздравить город с днем рождения собрались некоторые арт-изгои: Ларс фон Триер, Гальяно, свадебные кортежи, конница и так далее. Так что работа напоминает картины Ильи Глазунова с той разницей, что "Вечную Россию" рассматриваешь, как сканворд, а "Парад" Горшкова отталкивает и затягивает одновременно. "Иван беспокоит, не хочет идти у нас на поводу", -- заметил директор Х.Л.А.М.а Алексей Горбунов. Вообще изобразительная плеяда Горшковых была представлена в трех ипостасях и техниках. Отец Ивана, Сергей Горшков, вырезал из дерева бюсты поэта Ивана Никитина, художника Сергея Романовича и массу разноцветных птиц, сидевших под потолком галереи или паривших на ниточках. Черные галки обрамляли сумрачный пейзаж Константина Финакова, укрепленный на потолке. Задерешь голову -- и кажется, что птицы кружат над поникшими аллеями. Он же уговорил двоюродного брата, тоже Сергея, фотографа из Подмосковья, нарисовать пару картинок. Тот прислал работы "Анна Ахматова встречается с Осипом Мандельштамом" и "Анна Ахматова прощается с Осипом Мандельштамом".
Затягивает и большое, спокойное, немного печальное полотно Кирилла Гаршина, старшекурсника художественного училища. Называется оно "Гефсиманский сад", но изображает городскую психиатрическую больницу в Тенистом. "Интересный художник, хотелось бы посмотреть его побольше, -- сообщил Горбунов. -- Мы самую маленькую работу взяли, у него есть холсты два на три метра". Юрий Татьянин из Липецка написал "Моральный кодекс жителя Воронежа". Яркие, позитивные мазки Егора Астапченко соседствуют с рисунком Андрея Бильжо, изображающим семейство Горшковых гуляющим по набережной. Атмосфера на выставке царила уютная: съехавшиеся с пленэров художники здоровались, обменивались впечатлениями.
"Я за полдня могу любой город представить", -- похвастался Евгений Чепурин. Для выставки он вырезал из доски узнаваемые фасады: оперный театр, "Спартак", здание Ю.-В.ж.д. Театр и управление дороги заботливо прикрыты железными крышами. "Мог бы и "Пролетарий" вырезать -- из половины пня", -- заявил художник.
Валерий Мишунин представил очередное одеяло, уже двадцатое по счету. На нынешнем изображены солдаты в зеленых мундирах, с саблями и с трубами. Называется композиция "Второй Азовский поход". Каменные скульптуры Андрея Басанца из Москвы похожи на финикийские якоря. Витрина Х.Л.А.М. в новом сезоне изящно декорирована книгами. Изнутри книжные стопки подпирает красный деревянный треугольник с надписью "Воронеж -- город воинской славы" -- очередной видовой объект в исполнении Чепурина. "Книги не только для красоты, мы создали букинистический отдел галереи, -- пояснил Горбунов. -- Можно обменять, купить, просто почитать". Его предложением тут же воспользовалась пара молодых художников, Марина и Владимир. Усевшись в уголке, они листали Кафку, причем Владимир держал над Мариной раскрытый желтый зонт. Так им представлялось прекрасное.