Школа в привычном понимании – это ничем не примечательное здание с учебными классами, столовой и длинными коридорами. Но прогресс не стоит на месте и касается всех сфер жизни, не оставляя без внимания сферу общего образования. О том, как сейчас могут выглядеть школы и какой виток развития они проходят, рассказали спикеры лекции.
Олег Мосолов, заместитель председателя правительства Воронежской области, считает, что мы ушли от индустриальной модели в новую, так называемую экосистему. Причем запрос этой экосистемы должен формулироваться несколькими позициями. В их числе – предоставление возможности для персонализированной модели развития как ребенка, так и взрослого; поддержание условий для коллективного творчества; создание среды, которая позволит использовать различные глобальные онлайн-платформы. И подчеркнул, что сочетание всего этого дает эффект, который можно назвать средой, ориентированной на ребенка.
Алла Лалакина, заместитель технического директора по архитектуре в компании «Гипрокоммундортранс», поделилась подробностями реализации проекта самой крупной школы Воронежа. Это образовательный центр на 2860 мест на улице Академика Конопатова, работы над которым скоро завершатся. Мегашкола расположилась на площади 10 га, здание занимает 60 тыс. квадратных метров. В нем будет сформировано 110 учебных классов. Образовательный центр состоит из нескольких корпусов, соединенных общим центром, в котором будет сосредоточена вся общественная деятельность детей. Для каждого ученика будут разработаны индивидуальные программы обучения. Все направлено на создание психологического комфорта учащихся.
– Центральное ядро нашей мегашколы занимает большой амфитеатр с атриумом высотой в три этажа. Мы практически построили свой Колизей. Создано большое пространство на 700 мест, позволяющее проводить самые разнообразные общешкольные мероприятия. Одна из основных идей современного школьного пространства – это его многофункциональность, возможность трансформировать его под любые задачи, как для индивидуальной работы, так и для групповой. Например, в этой школе стоят перегородки между читальным залом библиотеки и обеденным залом, при необходимости это легко трансформируется и объединяется в общее пространство для проведения каких-то мероприятий, – отметила Алла Лалакина.
На вопрос о количестве медицинских пунктов в мегашколе эксперт ответила, что каждый корпус может существовать как полноценная школа со своим медицинским пунктом, обеденным залом и всеми необходимыми элементами. О безопасности на территории учреждения рассказал идеолог этого проекта Александр Митрофанов:
– Вопрос безопасности – один из ключевых для любого образовательного учреждения, тем более такого масштабного.
По его словам, в школе будут задействованы такие элементы безопасности, как пропускной режим, интеллектуальная система видеонаблюдения, фиксирующая нахождение каждого ребенка и при помощи искусственного интеллекта следящая за агрессивными действиями. Также заложена система проверки температуры тела, состояния эмоций и так далее – чтобы вовремя оказать ребенку необходимую помощь.
Следующий спикер Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ, обсудил с аудиторией различие школ и процесс кардинального изменения сферы архитектуры школьных пространств, который постепенно захватывает все регионы страны. Он отметил, что среда, в которой находятся школьники, действительно влияет на обучение – это подтверждается исследованиями.
Последним спикером лекции стала Елизавета Гречухина, главный архитектор группы компаний «А101» (Санкт-Петербург). Она отметила важность подстраивания проектов строительства учебных заведений под школьников нового поколения. У многих детей школа ассоциируется с негативом, одна из задач архитекторов поэтому – исправить эту ситуацию при помощи архитектурных решений.
Завершением лекции стал вопрос о том, есть ли новые тенденции в сфере школьной архитектуры. На что один из участников форума Александр Митрофанов ответил:
– Каждый из нас развивается в своем темпе и делает то, что ему интересно. Почему мы считаем, что в школе будущего мы все равно должны сидеть вместе 40 минут и изучать один и тот же материал? Поэтому концепция школы, с моей точки зрения, должна быть про то, что мы создаем какие-то пространства не для того, чтобы после 40 минут ребенок мог просто бежать по коридору, а для того чтобы в течении всего детского возраста проживать это время так, как он может с точки зрения своего личного развития. Если мы не начнем отходить от этих стереотипов, то в этом смысле ни вопросы образования, ни вопросы воспитания не вывезут Россию на ту самую самоидентичность каждого гражданина. Нужна консолидация общества ради того, чтобы будущее поколение обучалось в тех зданиях, которые бы не были в рамках тех стереотипов, того опыта, который проживал каждый присутствующий, находясь 40 минут на уроке и 10 минут на перемене.
Фото автора.
Автор: Снежана Засыпкина