Cергей Сычев отправился в Белград по приглашению коллег, побывавших в Воронеже на Медиафоруме прошлым летом. Подробности в его материале.
О том, что прилетел в европейскую столицу, которую в 1999 году бомбили самолеты НАТО, гостям Белграда не дают забыть многочисленные надписи на стенах: «Долой НАТО, долой капитализм». С настенным политическим творчеством мирно соседствуют четыре уличных сербских кота, уплетающих сырую курятину, любезно предоставленную местными жителями.
Еще об одной исторической вехе, важной для сербов, можно догадаться по написанным на стенах датам: «09.05 — День Победы».
Белград был освобожден от фашистов советской армией вместе с югославскими и болгарскими добровольцами в 1944 году. Белградские старые улицы буквально пронизаны историей противостояния мировых держав на Балканах, видели они и русских эмигрантов послереволюционной волны начала 20 века. Именно тогда переселенцы из России при поддержке сербского правительства построили в центре города русскую православную Церковь Святой Троицы.
Американские самолеты в 1999 году бомбили и ее — были выбиты окна, двери, повреждены крыша и стены. С тех пор храм восстановили, но ремонтные работы еще продолжаются, что не мешает проводить здесь даже большие праздничные службы. Среди прихожан есть и россияне, работающие в Белграде, но, что удивительно, паства этой обители РПЦ состоит в основном из этнических сербов. Говорят, душа тянет в этот небольшой уютный храм.
Драгана Йованович. Прихожанка Церкви Святой Троицы в Белграде (РПЦ):
— В Сербии очень любят Россию, Россия и Сербия — это братские земли. Мы ходим в русскую церковь, потому что молимся за русский народ, нам нравятся священники здесь. Здесь чувствуется любовь Божия. В русской церкви такие известные в Сербии святые, как Ксения Петербургская, Матрона Московская, Александр Невский. Мой сын крещен в честь Александра Невского.
Александр, прихожанин Церкви Святой Троицы (РПЦ):
— В Сербии и России — один народ. Мой любимый святой Александр Невский!
В храме служат священники-сербы — молитвы читают на русском языке, проповеди зачастую — на сербском. По моим личным наблюдениям, среди сербских православных в этой церкви принято, что мужчины во время службы стоят по правую сторону от входа, а женщины — слева. При этом допускается нахождение прихожанок на молитве без платка — традиции. Сам храм украшен символами российской государственности — орлами со скипетром и державой, что почти не увидишь даже в церквях на территории России.
В представлении многих сербов, о чем они рассказывали мне лично, такое почитание символов России связано с почти что мифологическим почитанием России. Истории о советских солдатах, выбивших из Белграда ненавистных немецких нацистов, переплетаются с рассказами о русских десантниках, совершивших бросок на Приштину, в результате которого был занят аэродром Слатина и к мнению России о защите сербов на бывших югославских территориях стали прислушиваться внимательнее.
Кстати, еще тогда — в 1999 году — Украина перекрыла воздушное пространство для российских военных бортов, отправленных на поддержку десантникам.
Прошли годы — и теперь на улицах Белграда все чаще можно встретить символику Z.