Обратная связь
В минувшую пятницу в региональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека говорили о подвижной связи. Теме обеспечения защиты прав владельцев мобильных телефонов было посвящено заседание консультативного совета. Организатором мероприятия выступило названное управление. В разговоре помимо специалистов Роспотребнадзора приняли участие представители антимонопольной службы региона, представители сотовых компаний и общественных организаций.
Мобильные связи под защитой
По словам инициаторов мероприятия, необходимость защиты прав потребителей мобильной связи давно назрела: за два последних года резко увеличилось число жалоб на услуги связи. За период 2010 -- 2012 годов в Роспотребнадзор поступило 237 жалоб. Хотя, по большому-то счету, эти обращения для пострадавших мало что дают: за реальным результатом нужно идти в суд. Максимально, что может сделать Роспотребнадзор, -- наложить штраф на нарушителей. К слову, суммы этих штрафов составили чуть больше 100 тыс. рублей за указанные два года.
Предъявлять претензии к оператору связи -- дело долгое и муторное, и мало у кого на это хватает сил. Во-первых: рассмотрение претензии занимает без малого два месяца -- такой срок установили для себя сотовые компании, кроме того, чтобы эту претензию зарегистрировали, необходимо приложить кипу документов (копию договора об оказании услуг, в частности, и еще много чего). Соответственно, мало у кого хватает терпения для того, чтобы довести начатое до конца. И, несмотря на это, число жалоб растет.
Начальник отдела защиты прав потребителей Антонина Алехина, выступавшая с докладом, рассказала о том, на что в основном жалуются потребители.
- В соответствиями с правилами оператор не менее чем за 10 дней до введения, допустим, новых тарифов должен известить об этом абонентов через СМИ, -- рассказывала Антонина Петровна. -- Однако, как показывает практика, не все потребители читают газеты и смотрят телевизор, следовательно, не до каждого такая информация доходит, поэтому для некоторых изменения становятся неприятной неожиданностью и такой способ доведения информации до сведения клиентов считается нарушением.
Чаще всего в Роспотребнадзор приходят после отказа в получении возможности детально узнать -- за установленную плату -- о состоянии счетов по всем видам услуг подвижной связи (с указанием даты и времени всех соединений, их продолжительности и абонентских номеров). А еще -- встретив мелкий шрифт в договоре, с которым знакомят потребителя. Соответственно, зачастую он подписывает его наобум. К сведению, нарушением прав потребителей на получение доступной информации считается высота прописных букв в бланке договора в 1 мм. Кроме того, когда оператор связи, его, расценивает молчание клиента -- при рассылке SIM-сообщений об изменениях тарифного плана -- как согласие и самостоятельно устанавливает этот тариф.
Собственно, главное, как я поняла, на что жалуются владельцы сотовых -- на «втюхивание» им не мытьем так катаньем всякого рода ненужных услуг.
Спам не дремлет
На встрече много говорилось о произволе пиарщиков, которые завалили спамом практически всех владельцев мобильных «трубок». Некоторые усмотрели причастность к этому операторов мобильной связи, которые, дескать, ведут себя абсолютно некорректно по отношению к клиентам. Но присутствовавшие на мероприятии представители сотовых компаний («Теле-2-Воронеж» и «Кодател») клялись, что их компании к sms-рассылкам никакого отношения не имеют. А заблокировать номера, с которых идут рассылки, не имеют права. Как говорила уже после совещания одна из сотрудниц компании -– оператора сотовой связи: невидимые рекламодатели рассылают рекламу на произвольные номера, ибо никакой конфиденциальной информации сотовые компании не выдают и никоим образом на этой рекламе руки не греют. Дескать, и самих их одолели эти бесконечные рассылки, которые непрошенным сигналом могут разбудить среди ночи.
Руководитель Воронежского УФАС Владимир Рохмистров рассказал о том, что чуть ли не половина (40%) обращений в антимонопольную службу касается такого рода рассылок.
- В большинстве случаев рассылки рекламного характера производятся без предварительного согласия абонента, что вызывает законное недовольство владельцев мобильных телефонов и, как следствие, огромное количество заявлений в антимонопольный орган с требованием о привлечении рекламораспространителя к административной ответственности, -- сказал Рохмистров. -- Абонент не знает, кто шлет ему эти sms-сообщения, единственным источником информации в этом случае может быть только оператор мобильной связи. Однако операторы в ответ на запросы антимонопольного органа не предоставили практически никакой информации, позволяющей возбудить производство по признакам нарушения законодательства о рекламе.
По итогам заседания консультативного совета было принято решение рекомендовать представителям операторов связи не допускать системных нарушений, о которых говорилось выше.
Пока шло полуторачасовое мероприятие, на мой телефон пришло два sms-сообщения: о том, что нужно воспользоваться услугами такого-то такси, и о том, что в таком-то магазине колоссальные скидки. Я их быстренько стерла, даже не думая о том, что навязчивых рекламодателей можно-таки привлечь к ответственности. Впрочем, желающие могут попробовать.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".
14 февраля – праздник для всех влюбленных, самые лучшие сюрпризы и сценарии праздника только у нас!