Герой труда
Судебный пристав Надежда Щепилова достает алиментщиков «из-под земли»
Судебный пристав-исполнитель Надежда Щепилова скоро отметит 30-летний профессиональный стаж. В Новоусманском районном отделе судебных приставов она взыскивает долги по алиментам: с 2008 года к этой категории должников особое внимание как к тем, кто ущемляет права несовершеннолетних детей. Пять лет ежедневных трудов без выходных только в этом году, по словам Щепиловой, дали ощутимый результат.
- Наладилось постепенно, - улыбается Надежда Вячеславовна. - Теперь уже могу позволить себе отдохнуть в воскресенье: трачу меньше времени на выезды, должники ко мне сами приходят.
Огненный Бык
Почему приходят, а не, наоборот, обходят стороной, корреспонденты «ВК» выясняли час, но убедились: к Щепиловой, попробуй не приди. У нее своя методика работы с должниками. Ей даже из Парижа присылают благодарности -- на открытках с видом Эйфелевой башни.
- Женщина из Отрадного вышла замуж во Францию, - Щепилова прочитала поздравление ко Дню судебного пристава от Ирины Филипп Руан: «Уважаемая Надежда Вячеславовна! Спасибо за ваш добрый труд и умение находить общий язык с людьми». -- Я тоже была в Париже, видела в День взятия Бастилии парад на Елисейских полях. Естественно, интересовалась, как работают с должниками. Приставы там приходят, вручают повестку, а если требование в срок не выполнено, с понятыми вскрывают квартиру и описывают имущество.
Другая женщина лет десять назад подарила ей именной блокнот с золотыми буквами на титульном листе «Записная книжка Н.В. Щепиловой». Открытку из Парижа Надежда хранит в том блокноте.
Человека на своем месте видно сразу -- по горящим глазам, по улыбке, по тому, как ее коллеги с шутками вваливаются в кабинет и в ответ получают остроумный ответ. Рожденная в Год Огненного Быка, она и нас зарядила энергией так, что мы никак не могли закончить беседу: три раза прощались. Щепилова из тех профессионалов, которые на работу не идут -- бегут. Ложится часа в два ночи -- говорит, что рыщет в Интернете: «Надо же все новшества в законодательстве знать, чтобы правильно ответить на вопросы должников». Летом любит в четыре утра искупаться в реке, пробежать пару кругов по стадиону. Спит мало -- часа по полтора, встает чуть свет, за два часа до начала работы уже на месте. «Как же так?» -- испугались мы. «Разве я плохо выгляжу?» -- парировала 51-летняя Надежда Вячеславовна и лучезарно улыбнулась.
За 10 месяцев этого года, как сообщили в региональной пресс-службе судебных приставов, направления в центры занятости получили 1053 жителя области, задолжавшие алименты детям, но на учет встали только 504 человека -- каждый второй. А в Новоусманском районе не только каждые семь из десяти должников устраиваются на работу, но и их число снизилось в 2,5 раза: сейчас -- 800, а в прошлом году было 2019.
-- Проблема другая: должники стали моложе, -- считает Надежда Вячеславовна. -- В середине 1990-х их средний возраст был 35 -- 40 лет, а сейчас -- 20 -- 25. И еще женщин-должниц стало больше: лет 20 назад было пять-семь на весь район, а сейчас -- около 40. Они все лишены родительских прав, многие даже не знают, где воспитываются их дети. Это очень плохо. Вот Зайцева из Отрадного платила алименты мужу, воспитывавшему двоих детей, а чем закончилось? Сын к 16 годам сел в тюрьму, а дочь Настя пошла по стопам мамы -- в отношении нее мы возбудили уголовное дело, потому что она тоже не платит алименты своим детям. Оксана из Парусного с 2008 года задолжала алименты на двоих детей, а с недавних пор перечисляет по 500 рублей. А дело в том, что она была приговорена судом к шести месяцам исправительных работ. Мы ее устроили на работу, но она прогуляла, ее уволили, в итоге пришлось ей отсидеть месяца два в колонии. Теперь она хоть немного, но платит. Вообще с женщинами труднее. Если мужчина -- даже алкоголик или наркоман -- может понять, что должен детям, то опустившиеся женщины на это практически не способны. Есть у нас и ВИЧ-инфицированная женщина, которая не платила алименты. Дошло до уголовного дела, получила наказание -- шесть месяцев обязательных работ. Меня это очень расстраивает, я сама 20 лет назад потеряла мужа -- инфаркт. Одна растила дочь и сына. Старшей Кате уже 26, она получила два высших образования, Максиму -- 22, он тоже учится. Я знаю, как это тяжело, представляю, как непросто детям, которым мама вынуждена отказывать во всем, потому что элементарно нет денег. Знаете, у меня жесткий характер, но навсегда запомнила шок, испытанный в начале 1990-х, когда в совхозе «Воронежский» отбирали четырех детей у мамы с папой, лишенных родительских прав. Из четверых деток в школу ходил только один, потому что только у него были галоши.
Алиментарно, братцы
За годы работы Щепилова придумала свою методику.
- Судебный пристав - это как бы конечная стадия судопроизводства, но нашу работу надо не просто исполнять, а любить, -- считает она. -- Получив решения суда, мне надо вначале сделать 12 -- 15 запросов в разные фонды, организации и банки. Потом вызвать должника по повестке. Под роспись вручить ему предупреждение об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты средств на содержание ребенка; разъяснить статью 111 Семейного кодекса -- об обязательной явке в течение трех дней после увольнения; ст. 115 -- о взыскании неустойки 0,5 % за каждый день просрочки выплат; ст. 113 -- о том, что и неработающий должен перечислять алименты ребенку, но из расчета средней зарплаты по РФ (тут Щепилова сообщила, что до последнего времени эта сумма равнялась 27,2 тыс. рублей, но недавно снизилась до 26,2 тыс. -- Е. Р.). Не забываем, что на одного ребенка должник отчисляет 25% от зарплаты, на двух -- 33%, на трех и более -- 50%. Долг растет очень быстро, потому что 50% от средней зарплаты по стране -- это 160 тыс. рублей в год. Стоит устроиться на работу -- и долг моментально уменьшится раз в шесть: отчисления идут с фактического заработка, который в нашем районе не больше 8 -- 12 тыс. Холстикин из Бабяково был должен более 60 тыс., а сейчас ежемесячно платит по 5,7 тыс. рублей. Кажикин, задолжавший около 80 тыс. -- каждый месяц отчисляет по 3 -- 6 тыс. рублей.
К обязательному предупреждению об уголовной ответственности Надежда Вячеславовна разработала и добавила 23 строчки текста -- разъяснения юридических тонкостей должнику. Если внимательно их прочитать, отпадает, например, желание не расписываться в бланке предупреждения (иначе росписи поставят понятые) и вообще противиться требованиям судебного пристава-исполнителя (велик перечень статей, по которым привлекут к административной ответственности). Но Щепилова снабдила предупреждение и списком прав должника -- от «знакомиться с материалами дела» до «пользоваться юридической помощью защитника».
- Еще говорю должникам, что будет ограничен выезд за пределы страны, -- продолжает Надежда. -- Иногда помогает! После этого цыган, задолжавший более 120 тыс., не просто сразу отдал всю сумму, но и вперед перечислил 20 тыс. рублей. Что тут было! -- смеется Щепилова. -- Пришел весь табор, многочисленные жены голосят! В таборе пустили шапку по кругу, набирая сумму, -- потому что им надо было срочно ехать в Украину. Бывают женщины, которые сами приносят квитанции об оплате долга мужем. В Орлове живет мужчина, у которого двое детей от разных жен -- на него два исполнительных производства. Сейчас он женат третий раз, в их семье тоже растут дети, но новая жена ежемесячно лично приносит квитанции на 1,5 -- 2 тыс. рублей. Более 340 тыс. рублей сразу выплатил должник из Новой Усмани, когда на его имущество наложили арест и он не смог продать дом. Обязательно говорю должникам, что если не отчитаются в месячный срок и не принесут квитанцию об оплате алиментов, то, согласно ФЗ-229, будут применены штрафные санкции -- 7% исполнительного сбора в бюджет РФ. А когда пришедший начинает жаловаться: мол, откуда же брать такие деньги, если нет работы, -- я вручаю ему направление в районный центр занятости. В таком случае алименты взыскиваются с фактического пособия по безработице.
Есть Надежда
У судебного пристава-исполнителя, говоря казенным языком, «налажен личный контакт с сотрудниками ФМС, отделом полиции, участковыми уполномоченными» и вообще со всеми, кто живет в Новоусманском районе. Плюс особый подход -- в кабинете Щепиловой видали всяких, удивить ее, как мы поняли трудно.
- Сюда приходит специфический контингент. На одних надо накричать, других пожурить, третьи словно сами ждали беседы, хотят выговориться, -- объясняет Щепилова. -- Я про каждого уже все знаю, когда он только впервые переступает порог моего кабинета. По лицам настроение читаю. Никогда не отпущу без разговора. Часто их мамы потом звонят -- благодарят, что помогла. На днях звонила женщина из Второй Усмани: сын спился, деградировал, дома ничего не делал, а мы его в больницу устроили слесарем. Замечательный мастер, но пьет. Его ребенок уже вырос, но осталось выплатить по алиментам немного, чуть более 20 тыс. Был у меня местный предприниматель, который задолжал 100 тыс. рублей алиментов, но упорно отказывался платить. Мол, много жена хочет: ребенку 5,8 тыс., то есть прожиточный минимум, и ей 3 тыс. Мы с ним долго разговаривали. Он не хотел кормить «ее». Я убеждала, что это не «ее» он кормит, а ребенка, и никак не доходило до мужчины, что однажды его чадо вырастет и, может быть, скажет матери, что отец не так уж и плох, если не жалел средств на воспитание. Иногда важно и маму пригласить на беседу, потому что 40% женщин, разведясь с мужьями, отказывают им в свиданиях с детьми. Звоню взыскательницам, разговариваю и с ними, растолковываю, что ребенок не должен страдать, если у взрослых что-то не склеилось. В чем малыш виноват? Кому он, кроме родителей, нужен? Он у мамы просит булочку, а та руками должна разводить, потому что денег нет? Предприниматель сразу заплатил 100 тыс. и с тех пор ни разу не задерживал выплаты.
Вместе по жизни
У нее удивительная память -- помнит всех: фамилии, адреса, истории, суммы. Потому что со многими жизнь сталкивает ее на десятилетия -- пока ребенку не исполнится 18 лет. Но если долг по алиментам полностью не погашен, то и дальше, «до последней копейки».
- Например, с Николаем Солнцевым общаемся более 20 лет, -- удивляет судебный пристав-исполнитель. -- Вначале Николай Иванович развелся с первой супругой и оставил ребенка, которому платил алименты до 18 лет. Сейчас он развелся со второй женой, тоже остался ребенок, которому Солнцев платит алименты, хотя пока не работает.
И наркомана из Хренового, который носил квитанции на 100 и 200 рублей, она хорошо помнит. «От дозы оторвал?» -- спрашивала его Щепилова. Тот в ответ кивал и бурчал: «Лучше уж от дозы оторвать, чем к вам ходить». Надежда Вячеславовна так, бывало, его пропесочит, что просто хоть сквозь землю провались.
Часто после таких бесед безработные папаши пулей летят с направлением в центр занятости.
- Был Руслан из Масловского, так он вообще в центре скандал устроил! Мне оттуда звонят: «Какой-то буйный от вас пришел!» -- смеется. -- Ему в центре занятости растолковывали, какие документы нужны, чтобы поставить на учет, а он шумел: нет, мол, мне Щепилова сказала, что сразу примут! Требовал немедленного трудоустройства! В центре могут не только поставить на учет, но и сразу предложить работу по специальности, направить на обучение -- вариантов много. Должники, может быть, и сами дошли бы до центра занятости, но я всегда его сотрудников прошу отнестись к нашим направлениям более внимательно, потому что от того, как быстро помогут человеку, зависит благополучие малышей. Так, Юрия Епифанцева сразу направили на завод в Воронеж, Алексея Голубчикова - в МЧС, Николая Шацких -- в типографию. Много работы: нужны водители, рабочие, менеджеры. Даже со специфическими профессиями трудоустраивают. Например, печатнику из Второй Усмани, который хотел трудиться только по профессии, нашли место в воронежской областной типографии.
Проблема ведь и в том, что алиментщиков не горят желанием принимать на работу: уж очень много надо знать бухгалтеру, чтобы не совершать ошибок и не платить за них штрафы.
- Если не перечислили вовремя сумму на счет должника, то на организацию и руководителя налагается штраф от 50 до 100 тыс. рублей, -- говорит Щепилова. -- Я в районе постоянно провожу встречи с бухгалтерами, разъясняю, как все правильно оформить, перечислить. Как-то мне в три часа ночи звонили из Петропавловска-Камчатского. Там мужчина из поселка Воля трудится вахтовым методом, на полгода уходит в море, а алименты ребенку перечисляют в Новоусманский район. Бухгалтер волновался, что не прошел платеж, а если он опоздает в трехдневный срок, то предприятие получит административное наказание. Или был случай: из зарплаты мужчины удержали 2 тыс. рублей, а пришло 1990. Звоню им: почему не вся сумма? Отвечают, что часть ушла на перевод денег. Приходится объяснять, что есть статья, по которой перевод тоже оплачивается за счет должника. И, кстати, это тоже грубейшее нарушение, влекущее за собой штрафы на руководителя и главного бухгалтера от 15 до 20 тыс. рублей.
Вот, как, оказывается, невыгодно быть в разводе, подумала я. А Щепилова словно мои мысли прочитала. Говорит, только 60% мужчин, выплачивающих алименты детям, разведены. «Если супруг не дает денег на воспитание ребенка, то женщина имеет право и без развода обратиться в суд, чтобы взыскать алименты», -- просветила она нас. Щепилова следит за судьбой каждого должника: если надо, берет телефонную трубку и обзванивает «по своим каналам», ищет, чем помочь, просит посмотреть, нет ли местечка. «И получается?» -- не поверила я. «Мне еще ни разу никто не отказал», -- спокойно ответила Надежда Вячеславовна.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".