Мирную жизнь нарушили внезапно ворвавшиеся коллеги из губернаторского пула, которые, в отличие от всех прочих, — с утра на ногах. Вместе с ними пришла суматоха.
— На Матвиенко напал безумный дед.
— Он там что-то про «Единую Россию» говорил.
— Мне нужен тройник или розетка, иначе я сейчас пропаду!
— Ребята, чья сумочка?
— «Губернии», чья же ещё.
— Мы ждали в отдельном помещении. Ждали-ждали, а потом глядь, а их и след простыл! Они, наверное, через тайный ход ушли. Ну, мы к милиции: подскажите, товарищи, куда идти. Вся пресс-служба на ушах стояла!
— Как на рынке-то всё прошло? Что-то судьбоносное было? Ты будешь зарисовку делать?
— Да нет. Только две женщины за её спиной переглядывались: «Смотри, смотри! Вроде Матвиенко».
Наконец, все собрались. Первым делом гостья из Москвы отметила заслуги региона в области импортозамещения: «Я знаю, вы этим давно занимаетесь, ещё со времён Петра Первого».
И сразу разговор зашёл об Украине. О том, что Воронеж молодец, принял такое количество беженцев, помог им с работой:
— Мне сказали, что у вас 250 тысяч беженцев, 7 тысяч из них вы трудоустроили. За это вам огромное спасибо.
Поблагодарив, Матвиенко напомнила, в какое трудное время мы все живём:
— Вы знаете, что Президент с первых дней делал всё, чтобы найти мирное политическое решение, но, тем не менее, западные страны воспользовались этой ситуацией и начали обвинять Россию во всех смертных грехах, хотя мы не являемся стороной конфликта, а только стороной, которая готова оказывать содействие в урегулировании. Это вылилось в беспрецедентное политическое, экономическое давление, введение незаконных санкций против нашей страны. Это не могло не отразиться на экономике.
Однако расслабляться не надо, считает госпожа Матвиенко:
— У одних регионов есть рвение, а у других нет!
Вроде — вы молодцы, но и мы умеем работать.
По словам председателя Совета Федерации, большие перспективы для импортазамещения в нашем регионе имеют промышленный комплекс и авиастроение. «Я знаю, что ваш завод получил заказы на грузовые Ил-96 и лёгкие самолёты Ил-112», — отметила она.
— Мы всё можем, мы все умеем! Только надо правильно организовать процесс! — уверено заявила спикер.
— Мало того, что сегодня к руководству на Украине пришли антироссийски настроенные люди, но это ещё и люди, которые не понимают, что разрыв экономических связей с Россией — это гибель для промышленности Украины. И ради политических амбиций разрывать эти связи — это просто безумие, это рубить сук, на котором сидишь.
В рамках правительственной программы импортозамещения, все эти позиции отражены. Год, два, три и мы заменим всё, что нам поставляет Украина. Но что они будут дальше делать со своей промышленностью? Она нигде, кроме России и СНГ, не востребована.
— Хочу вас искренне поздравить: Воронежская область вошла в число лидеров ЦФО и по темпам роста инвестиций уступает только Москве и области. Это результат работы команды! Я знаю, что выстроены нормальные отношения между губернатором и остальными, создана нормальная рабочая обстановка. До меня не доходили разговоры о внутренних раздорах и спорах.
— И ещё одно. Осенью выборы в областную думу Воронежской области 5 созыва. Предстоит непростой период выборной компании. Желаю вам победить достойно! Очень важно, провести эти выборы честно — другие времена на дворе, коллеги. У населения не должно быть сомнений. У нас есть мастера всяких схем, политтехнологи и проч., но нам нужно, чтобы нам доверяли.
Поговорив про доверие, Матвиенко вновь вернулась к теме встречи.
Сначала — немного кнута:
— Ваша область представила более 30 проектов законов на федеральный уровень, но только одна ваша инициатива стала федеральным законом. Это 93 ФЗ.О чем это говорит? О том, что надо не только продвигать идеи, но и качественно юридически их оформлять. Больше используйте инструменты Совета законодателей. И обращайтесь в Совет Федерации за помощью в оформлении иннициатив.
— Воронежскую область представляют два достойных сенатора: Галина Карелова и Сергей Лукин. Губернатор Алексей Гордеев является неформальным лидером среди других губернаторов.
— Импортозамещение нужно не только в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, но и в мозгах!
Губернатор Гордеев ограничился простой благодарностью за все комплименты («Нам приятно, что вы в курсе многих деталей нашего развития»), отвесил ответный реверанс («Правительство приняло эффективные меры в области макроэкономики — надо это признать») и указал на проблемы центра:
— На федеральном уровне нет комплексных решений по отношению к конкретным отраслям и предприятиям. Кроме этого, нужно, чтобы такие решения носили долгосрочный характер.
Заместитель Гордеева Алексей Беспрозванных на деле показал, что такое работа в команде:
— Я бы в своём выступлении хотел остановиться на том, что вы, Валентина Ивановна, уже упомянули. Импортозамещением Воронежская область занимается не из-за внешнеэкономических проблем, а давно, потому что губернатор поставил задачу.
Со стороны министерства сельского хозяйства было неверное распределение сил и заданий, кому, чего и сколько производить. Губернаторов заставили бегать, конкурировать, вырывать и получается, что кто-то сегодня уже перегрел свою сельскохозяйственную экономику по каким-то направлениям, скажем, по зерну, а, кто-то, наоборот, не знает, продавать ему это зерно или вывозить.
Матвиенко ответила чётко:
— Есть федеральная программа, в которой предусмотрено через три года увеличить производство свинины втрое. Это программа, что есть, что надо. А дальше каждый — ноги в руки.
— Всем надо больше федеральных денег, — отрезала самая влиятельная женщина страны.
— Вы сказали, что вы занимаете шестое место по количеству заявленных проектов в Фонд поддержки промышленности. Кстати, закон о промышленности — это, без ложной скромности, могу сказать, заслуга Совета Федерации.
Замечания губернатора Воронежской области, казалось, отлетали от спикера Совфеда, как мячик от стены. Журналисты уже встали со стульев, половина их них выключили диктофоны (шёл второй час совещания), Матвиенко уже показывали, у нас график, пора заканчивать. Но не зря она самая влиятельная женщина России:
К сожалению, расслышать, о чём говорилось дальше, оказалось невозможным: коллеги уже откровенно не слушали происходящее в соседней комнате, они подняли такой шум и гам, что было ясно: им явно хочется домой. А жаль. Обычно самое интересное начинается как раз после всех официальных речей и заявлений.
P.S. Те коллеги, которым удалось всё же расслышать сквозь шум, о чём говорили в соседней комнате, рассказали, что речь шла о действительно очень важных вопросах, в частности, о сотрудничестве ОАО «Воронежсельмаш» и «Ростехнологии».