Последнее приобрело статус федеральной программы. А тогда, как впрочем и сейчас, около двух десятков инвалидов в штате - дело небывалое не только для Воронежа, но и для Росссии в целом. Именно поэтому на базе регионального управления в формате конференции обсуждалась проблема, как сделать так, чтобы исключение стало правилом, и чтобы требование Президента Росссии Владимира Путина к 2020 году трудоустроить не менее 40% инвалидов было реализовано.
У них.
В самом начале конференции член комиссии при Президенте России по делам инвалидов Надежда Белькова в качестве примера рассказала о том, как обстоят дела с их трудоустройством за рубежом.
В Америке устроено порядка 50 — 60%. В Китае официально числится не менее 200 тысяч инвалидов. Большинство из них (т.е. «почти все», а не в смысле «больше половины») активно трудятся над созданием ВВП страны.
Интересен опыт концерна Мерседес (Германия). У них 3000 рабочих мест зарезервировано для инвалидов. Причем компания занимается их профессиональной подготовкой в специальном учебном центре. Принимается 150 человек на конкурсной основе: конкурс - 4 человека на место. Программа обучения расчитана на 3 года. Потом между выпускником центра и заводом заключается договор на 16 лет. Работодатель обязуется в течение этого времени сотрудника не увольнять, он, в свою очередь, исправно выполнять все, что ему поручат.
Восьмичасовой рабочий день. Каждый час отдых 15 минут. Обеденный перерыв через три часа. Зарплата не меньше 3 тысяч евро. Пенсия порядка 2-х тысяч.
У нас.
На сегодняшний день в России есть работа лишь для 3% инвалидов. Соответственно, в ближайшие 6 лет необходимо сделать все, чтобы увеличить их число в 10, а лучше в 15 раз.
Однако говорить следует не только о трудовой занятости. Без социокультурной реабилитации здесь не обойтись. Как не обойтись и без разрешения архитектурно-технических проблем.
Например, людям, способным передвигаться только с помощью инвалидной коляски, каким-то образом надо иметь возможность самостоятельно передвигаться по городу, преодолевать высокие ступеньки, проходить через узкие дверные проемы. Одним словом, изменения предстоят масштабные. И в техническом смысле, и в сознании людей.
Проблема многогранна. Вопрос, с чего начинать?
Для Дмитрия Бибикова, человека, который из личного опыта знает, что значит - очнуться в больничной палате и испугаться, что «все кончено», и чей доклад на конференции стал ключевым, ответ один: реабилитация должна начинаться прямо с той самой больничной палаты.
По мнению Дмитрия, человек имеет право, может и должен, независимо от своих физических возможностей, вести социально активный образ жизни. Но эти возможности станут доступны только тогда, когда у него получится преодолеть то самое состояние «все пропало».
Дмитрий Бибиков
|
|
Не скрою. Суицидальные мысли в той или иной мере в самом начале посещают всех. Только одни думают: «Как мне, вот такому, теперь дальше жить?». Другие: «Жить незачем. Лучше умереть». Из этого «клина» они потом, как правило, выходят. Первые быстрее, вторые медленнее. Но драгоценные силы и время потрачены, получается, в пустую. И этот период можно и нужно сократить. |
Предмет рассуждений для Дмитрия знаком более чем. Окончил физфак ВГУ. Увлекался туризмом, спелеологией, парашютным спортом. Работа по душе — промышленный альпинизм.
В 25 лет трагическая случайность — падение с пятого этажа. Травма шейного отдела позвоночника. Перспективы плачевны: неподвижность, инвалидная коляска. Ноги есть только номинально, руки слушаются, но не очень.
Натура активная, поэтому с самоедством ему удалось справиться сравнительно быстро. Потом начался поиск себя в новых жизненных условиях. Зинтересовался созданием сайтов, но не хватило специальных знаний. Школьная учительница математики Марина Николаевна предложила заняться репетиторством: «Не тормози. Диплом физика есть? Есть. А где физика, там и математика». Пришлось потратить немного времени на изучение школьных объемов и требований. Дал объявление в газету, пошли ученики. Однако интерес к ВЕБ програмированию остался. Через знакомых, через региональное отделение Всероссийского общества инвалидов узнал, где можно получить недостающие знания, как поступить.
До сих пор благодарен Юрию Стефановичу Сербулову, который тогда был проректором по науке в ВИВТе: лично пришел домой, чтобы понять, в каком именно научном направлении следует развиваться дальше новому студенту Бибикову.
В итоге - диплом и звание магитра.
Около четырех лет назад Дмитрий стал программистом Центра управления кризисными ситуациям ГУ МЧС России по Воронежской области. Поддерживает в рабочем состоянии и по мере необходимости занимается развитием программного обеспечения Центра.
Дмитрий Бибиков
|
|
Встречал людей, которые жаловались, что дома лежачий инвалид, что на памперсы уйма денег уходит. Спрашиваешь - и выясняешь, что они за 5 лет даже инвалидность оформить не удосужились. Куда идти, с чего начинать - не знают. Стедства утекают из дома, как вода. Он лежит без движения. Депрессия прогрессирует. |
Подобных ситуаций можно будет избежать, считает Дмитрий Бибиков, если уже в больнице человеку и его родным рассказывать обо всех правовых аспектах новой для них реальности, о других возможностях. Здесь необходимо участие всего трех специалистов: психолога, юриста и социального работника, который мог бы ознакомить с информацией о программах дополнительного образования, последующего трудоустройства, путей включения в жизнь с учетом новых ее условий. Дмитрий называет это «самонаводящейся государственной помощью инвалидам».
Всего консультация, беседа, рассказ о том, что вектор развития сменить реально, если уж так сложилось, что прежний не подходит.
Всего подсказка, в каком направлении это можно сделать. А эффект, скорее всего, будет колоссальным. Вместо озлобленного, страдающего от болезней и деспрессии человека, социум вернет себе члена общества, способного жить полноценной жизнью, приносящего пользу себе, своим родным, ну и конечно же государству, которое своевременно к нему этих трех специалистов и направило.