В рамках обсуждения стороны попытались договориться между собой, выработать такие модели взаимодействия, которые устроили бы всех. Поэтому модераторами круглого стола стали представители обоих «фронтов»: координатор деятельности Большого совета НКО Воронежской области Валерий Черников и главный редактор портала 36ON.RU Евгения Куриленок.
– СМИ и НКО – мы друг другу нужны. Средства массовой информации необходимы НКО, чтобы, во-первых, разрушить стереотипы, например, того, что все некоммерческие организации – «иностранные агенты», во-вторых повысить узнаваемость, в третьих – сделать так, чтобы люди узнали о деятельности организаций.НКО нужны средствам массовой информации, чтобы расширить круг читателей, слушателей, зрителей.
- Журналисты готовы размещать данные об общественно значимой работе только за деньги.
- СМИ не умеют подавать социальную информацию, взгляд журналистов на работу некоммерческих организаций – поверхностный и непрофессиональный.
СМИ об НКО:
- Деятельность НКО – это одни слезы и сопли, а их сотрудники – сплошь попрошайки.
- Общественники не видят ничего, кроме своих собственных проблем.
С переменным успехом
Марина Бережная, руководитель экологической организации «Экклиа», рассказала об итогах работы с каналом «ТНТ-Губерния»:
– У нас был негативный опыт взаимодействия. Многие вещи в работе НКО требуют определенной степени понимания со стороны журналистов. Но в нашем случае она была недостаточна: при освещении проекта вся его суть оказалась выхолощена, а внимание было обращено на второстепенные вещи, которые были интересны только самим представителям СМИ.
– Недопонимание есть. В какое бы СМИ я не обращалась с просьбой осветить мероприятие – везде говорят: «Заплатите». А ведь я провожу акции с больными детьми. Я работаю с меценатами, которые выделяют деньги на конкретные проекты – а на их освещение у меня денег нет. Когда однажды удалось добиться публикации статьи, оказалось, что она скорее вредит делу, было бы лучше, если бы она вообще не выходила.
– Такими скучными словами как «осветить мероприятие» журналиста не заманишь. Это ваша цель, а наша – заинтересовать читателя.
– Мы будем брать деньги, если ваша тема не представляет интерес для сотен тысяч читателей. Но если она по-настоящему значима, мы будем ее освещать совершенно бесплатно.
– Никаких столкновений у нас не было. Журналисты сами приезжают к нам в летние лагеря, помогают бороться со стереотипом того, что «скауты» – это «американцы». Опыт взаимодействия у нас - только положительный.
– Между НКО и СМИ – пропасть. В силу особенностей финансирования и другой специфики, не припомню, чтобы у какой-то из НКО был пресс-секретарь.В результате появляются пресс-релизы вроде «Некоммерческая организация ”Ромашка” проведет акцию». Такое сообщение любой редактор выбросит, даже не пробежав по нему глазами. Значит нужно либо привлекать на эту роль специалиста, либо учиться работать со СМИ самим.
– Для того, чтобы расширить спектр узнаваемости необходимо будет использовать и собственные возможности организаций, размещать информацию коллег.
– Если вы своей информацией о больных детях придете в деловой издание, вам естественно откажут по одной простой причине: неформат. Но все равно нужно, важно, должно обращаться в СМИ. Там вам по крайней мере расскажут, как повернуть тему так, чтобы она заинтересовала читателей, в какое профильное СМИ ее подать и как это сделать, дадут контакты и совет. За спрос денег не берут.
– УФАС может закрыть любое СМИ за несоответствие "Букве закона" в любой момент, так уж Закон сформулирован. Но к нам относятся достаточно лояльно, чтобы не мешать честно работать. Поэтому для СМИ так важна форма, в которой будет подана ваша информация. И не стоит на нас за это обижаться, мы просто выполняем требования законодательства РФ, – пояснила Евгения Куриленок.
– Чтобы о вас писали, надо, чтобы журналисты хотя бы знали о ваших мероприятиях. И эти мероприятия должны быть интересны с точки зрения их освещения: еще на этапе планирования подумайте, какую можно заложить «фишку», «изюминку». И ориентируйтесь на мнение журналиста – это посредник, который по роду своей деятельности лучше знает, что привлечет читателя или зрителя.
Фотографии предоставлены Дмитрием Кузьминым.