Государство и Церковь не справляются. Граждане начинают сами наказывать педофилов. Хочется поклониться молодому воронежскому юристу Анне Левченко. Она выслеживает педофилов в Интернете и передает материалы в прокуратуру. Ее единомышленники-программисты обрушивают их сайты. Я не знаю, проводятся ли в школах уроки безопасности на тему «Никогда не разговаривайте с неизвестными», объясняют ли детям про интернет-знакомства и к чему они приводят, ведется ли работа по снижению беспечности родителей. Но хочу сказать о другой стороне медали. О движении тинейджеров навстречу педофилам. Один знакомый мне рассказал: «Года два назад я установил у себя «аську». Однажды ко мне постучалась 11-летняя девочка. Сначала я подумал, что ей одиноко и не с кем просто поговорить. Я расспрашивал ее про школу, учителей, подружек и по разговору понял, что ей действительно не больше 11. Но на второй день она средь разговора написала: «А я сейчас в ванной». Я не насторожился и написал: «Чистота -- залог здоровья». Потом: «А я уже вытираюсь. Ты хотел бы посмотреть?.. А не только посмотреть? А не хотел бы ты…». Не воспроизведу дальнейшее. Статьи Уголовного кодекса замелькали у меня перед глазами, и я по-быстрому забанил девочку».
Обратимся к классике. Вот отрывок из классики -- «Лолиты» Владимира Набокова: «Девственно-холодные госпожи присяжные! Я полагал, что пройдут месяцы, если не годы, прежде чем я посмею открыться маленькой Долорес Гейз; но к шести часам она совсем проснулась, а уже в четверть седьмого стала в прямом смысле моей любовницей. Я сейчас вам скажу что-то очень странное: она меня совратила».
Педофилов нужно ловить и наказывать. Детей и родителей предупреждать, просвещать и воспитывать. Но, боюсь, мы никогда не узнаем подлинных масштабов явления. Нам не дано подсчитать количества Гумбертов и Лолит, которые совокупляются при взаимном согласии, без какого-либо принуждения и часто по инициативе именно детей. Их встречи в век Интернета значительно облегчились. Отсюда возникает вопрос: как вести просвещение? Не добьемся ли мы обратного: просвещенные дети будут искать половых контактов более активно? Давайте обратимся к истории. Половое воспитание человека прошло много этапов. В Древних Египте, Индии, Греции и Риме на определенном отрезке царила свобода нравов. Причем родители не боялись за нравственность детей. Более того, считали правильным передавать им науку любви. Современные ведущие конфессии преследуют не только изображения обнаженных тел, но и передачу от поколения к поколению информации о брачных отношениях, отвечая на вопросы детей: «Вырастешь -- сам узнаешь».
Кто же прав? Я не берусь быть третейским судьей в споре, который, наверное, никогда не закончится. Слишком уж противоречива сексуальная природа homo sapiens, слишком много здесь нестыковок и непонятного. Однако попытаться разобраться в проблеме первородного греха, аиста и капусты все-таки стоит. Начнем с того, что человек появился на нашей грешной планете далеко не первым, то есть он обладает инстинктивными программами, унаследованными от биологических предков. Половое поведение homo sapiens в большой мере определяется врожденными программами. Некоторые из них пригодны для современных условий, а другие устарели, хотя могут и сыграть определенную роль. Если бы мы просто подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы диким, примитивным, грубым, эгоистичным, а порой и нелепым. Некоторые люди так себя и ведут. Но современные условия все-таки стараются исправлять устаревшие программы.
Обратимся к поведению животных. Животное появляется на свет с набором врожденных программ, в том числе о том, что нужно делать, чтобы оставить после себя потомство. Когда программа потребуется всерьез, ее неумелое использование может стоить жизни. Как узнать заранее: полноценная или нет досталась тебе программа, сможешь ли ты сделать все правильно? Природа изобрела игровое поведение. Играя, детеныши проверяют и тренируют свои программы, в том числе программы полового поведения. Щенки и котята нередко изображают спаривание, меняясь ролями, осваивая не только свое поведение, но и поведение партнера. В опытах на мартышках выяснилось, что, если в детстве им не дают играть, они вырастают пугливо-агрессивными, с трудом образуют пару и плохо заботятся о потомстве.
Нам досталась от предков не только программа спаривания, но и команда проверить ее в играх со сверстниками. Она срабатывает в возрасте четырех-шести лет. Где-нибудь в укромном месте дети играют в «папы -- мамы» или в «доктора». Биологическая суть игры состоит в попытках воспроизвести спаривание, о чем дети сами, разумеется, не подозревают. Ранее, если взрослые заставали детей за столь грешным занятием, они приходили в ужас, а провинившихся наказывали. Родители из благополучных семей находили только одно объяснение: их порядочные дети попали под влияние детей из неблаговоспитанных семей. Многие думают так и сейчас. Но среди бывших благовоспитанных детей нашлось достаточно смельчаков, которые, став взрослыми, решительно заявили: никто их играм не учил, они придумывали их сами.
У всех видов, заботящихся о потомстве, детеныши любят своих родителей. Природа использует любовь к родителям, помимо всего прочего, не вызывающего сомнений, для того, чтобы их облик запечатлевается в детстве как образец будущего партнера по размножению. Естественный отбор подмешал в любовь к родителям малую толику сексуальности. Девочка часто не просто любит отца, но и немного ревнует его к матери. Да и будущего супруга пытается подобрать похожим именно на отца.
Посмотрите, как знакомятся две уважающие себя собаки. Они сначала обнюхивают друг другу носы, затем обнюхиваются сзади. В инстинктивных программах содержатся сведения о брачном партнере своего вида. Человек в настоящее время живет практически среди одних людей. Животные живут среди множества похожих друг на друга видов. И тут главное -- не спутать. Программа требует: научись узнавать видовые признаки, а также признаки пола, возраста и готовности размножаться.
Мы, люди, знакомимся лицом к лицу, учитывая возросшую роль мимики, речи и жестикуляции. Но древняя программа, характерная, кстати, для приматов, и тут не дает нам покоя и проявляет себя во внимании мужчин к женским ягодицам, что считается неприличным. Но женщины поощряют интерес сильного пола походкой или облегающей одеждой. Значит, и они подсознательно следуют древней программе.
Хорошо, со взрослыми, надеюсь, все ясно. Но некоторые боятся, что на детей изображения обнаженных людей дурно влияют. Не соглашусь. Дело в том, что ребенок по своим врожденным программам -- ребенок голого человека. И ему программа подсказывает: ты должен знать, как выглядит твой будущий брачный партнер. Если он такую информацию вовремя получил, то интерес к ней снижается.
В странах, где сексуальная революция произошла несколько десятилетий назад, дети в подавляющем большинстве совершенно равнодушны и к эротическим фильмам, и к порнооткрыткам. Более того, там, где в начальных классах детей с помощью муляжей и учебных фильмов познакомили со строением половых органов, интерес к запретной области утрачивается на несколько самых опасных лет. Но, если ребенок такой информации лишен, он стремится ее добыть. Отсюда его подглядывание за родителями, за купающимися, за переодевающимися сверстниками. Он знает, что подглядывать нехорошо, и испытывает угрызения совести. Но могут быть и страшные последствия, связанные с насилием, чем нередко пользуются педофилы.
До прихода времени размножения самцы и самки многих видов похожи друг на друга и особого интереса к противоположному полу не проявляют. Мальчишки и девчонки до определенного этапа даже презирают друг друга. Но приближается время размножения, увеличивается выработка половых гормонов, и внешний облик преображается. Самцы тритона отращивают яркий гребень, самец лосося покрывается красными пятнами, у самцов оленей вырастают рога, у многих обезьян -- гривы, усы и борода. Назначение сигналов -- выделить готовую к размножению особь.
Подобные признаки встречаются и у людей. У мужчин -- растительность на лице, грубый голос, особый запах. У женщин -- утолщенные и яркие губы, грудь, расширенные бедра, высокий голос и опять же особый запах, для усиления которого у обоих полов в соответствующих местах вырастают волосы. Признаки усиливаются различиями в прическах, в одежде, парфюмерией, косметикой и прочими украшениями.
Половые гормоны изменяют поведение: животные начинают демонстрировать друг перед другом половые признаки. Они поднимают и опускают яркие хохлы, трубят, ревут, поют, барабанят по стволам деревьев и так далее. У человека проявление врожденных программ можно понять, наблюдая, как пытаются обратить на себя внимание невоспитанные подростки. Правда, под влиянием развитых социальных отношений поведение облагораживается: важничанье переходит в манерное поведение, вопли и крики -- в серенады под гитару, сила демонстрируется в спортивных турнирах, жеманничанье проявляется в кокетстве, визг и наскоки -- в тонких беседах с подшучиванием.
Так вот чему, может быть, стоит обучать подростков? Не запрещать им общаться по признаку пола, а наоборот, грамотно направлять их, одновременно оберегая. И тут не обойтись без спортивных секций, танцевальных студий, туристических походов, уроков воспитания и общения, которые вполне можно совместить с уроками безопасности. Одновременно их следует преподать молодым родителям. А главное -- побудить их всемерно общаться со своими детьми, а не откупаться от них дорогими игрушками. Дефицит общения нередко толкает детей в лапы сомнительных личностей.
Кирилл УСПЕНСКИЙ, кандидат биологических наук, доцент ВГПУ.