О том, что неподалеку от села со времен Великой Отечественной войны лежит А-20, в Вязноватовке знали давно: почва здесь меловая, и взрыхленная «Бостоном» при падении порода выделялась светлым пятном на поле. Были и очевидцы. «Мне о бомбардировщике рассказал Мишка Окороков: он с 1925 года был, а его 27-м записали, и он в селе остался -- с братом мост охраняли с винтовками. Летом 1942 года они увидели -- самолет летит низко и дымит. Потом с него парашютист выпрыгнул. Ребята подумали: немецкий десант -- и стали стрелять. Парашютист в речке спрятался и матом на них. Мишка понял, что русский, и вытащил летчика -- у него ноги были прострелены, -- рассказал завгар ООО СП «Вязноватовское» Иван Богатырев. -- Говорят, он приезжал потом, но, правда или нет, не знаю».
После перестройки в Вязноватовку несколько раз наведывались охотники за военно-историческими трофеями. Узнавали, где самолет лежит, и интересовались насчет танков: говорят, несколько в местной Ольшанке утонули. Узнав, что бомбардировщик советский, «черные копатели» тут же теряли к нему интерес: они охотятся за немецкой техникой, которую можно выгодно продать зарубежным коллекционерам, а с отечественной хлопот не оберешься -- личности экипажа устанавливать, хоронить останки, а самолет все равно в музей заберут. Наконец, нынешним летом в село приехали активисты молодежного объединения «Сталь». Получили у местных властей разрешение на раскопки, дождались, пока с поля уберут кукурузу, и приступили к работе. Орудуя обычными лопатами, уже на глубине полутора метров ребята наткнулись на шасси -- судя по всему, перед ударом о землю «Бостон» перевернулся. Когда добрались до двигателей, председатель местного сельхозпредприятия Валентин Данилов выделил экскаватор.
«Тракторист попытался подковырнуть мотор за цилиндры, но лопнуло железо на ковше, -- рассказала участница раскопок Анна Выродова. -- Пока его ремонтировали, мы пытались подкопать находку вручную. Затем трактор вернулся и попробовал выдернуть двигатель из земли. Лопнул трос. Наконец, мотор обкопали со всех сторон и вытащили ковшом». Вместе с двигателями достали остатки пропеллеров -- на каждом из редукторов сохранилось по одной лопасти, -- фрагменты кабины и личное оружие одного из членов экипажа, обросший окалиной пистолет ТТ.
На поставлявшейся в СССР модификации «Бостона» летали три человека: штурман в носовой кабине, за ним пилот и стрелок в средней части фюзеляжа. Активисты уверены, что раскопали кабину штурмана. «Удар был настолько мощным, что бронированную обшивку разорвало на куски, а кости разбросало в радиусе пяти метров. Мы нашли семь позвонков, три зуба -- один с коронкой из белого металла, ребра, тазовые кости, фрагменты черепной коробки и кисть руки, сохранившуюся благодаря перчатке», -- сообщила Анна. На поверхность были подняты обгоревшие куски парашютной подвески, фрагменты крыльев и остатки пулеметных лент -- боеприпасов для 12,7-миллиметровых пулеметов «Браунинг», которыми оснащался бомбардировщик.
На одном из звездообразных двигателей «Райт-Циклон» сохранился заводской номер, в сплющенном патрубке ребята нашли этикетку с датой выпуска детали: 5 июля 1941 года. По номеру двигателя «Сталь» надеется установить историю самолета и личности летчиков. Будущей весной один из пропеллеров будет установлен неподалеку от места падения бомбардировщика как памятник. Раскопки продолжаются.
Найденный самолет мог принадлежать к 861-му бомбардировочному полку, командовал которым Николай Никифоров. Он прославился тем, что 16 сентября 1941 года спас экипаж подбитого бомбардировщика, сев рядом с ним за линией фронта. Летом 42-го Никифоров погиб, направив горящий «Бостон» на переправу с немецкими танками.