Два часа дня. Трехметровый бронзовый памятник лежит на земле в металлических наростах, и его торопливо полируют. Наутро он должен стоять в Шебекино за 200 км от Воронежа. «Неужели успеете? Кажется, тут работы на неделю», -- спрашиваю у директора и владельца завода «Вера» Валерия Анисимова. «Много, -- он пожимает плечами. -- Потому и будут работать до ночи -- успеть же надо». Потом резко поворачивается и бежит показывать, как в других цехах делают 20 уменьшенных копий памятника.
Автор скульптуры Александра Ребиндера Виктор Присекин -- член Союза художников России. Своим видом он с первого взгляда рушит стереотипы об интеллигентном творце. В рабочей фуфайке, в кепочке-пирожке, но не без гордости показывает фотографии скульптур, которые делал для себя, а в итоге они оказались в крупных храмах страны.
«Обычно художники, даже народные, сидят без работы и ждут ее, а я не жду», -- объясняет Виктор Присекин, листая фотографии. Однажды он сделал керамическую композицию «Рождество Христово» из семи фигур в полный рост. Показал работу в храме Христа Спасителя в Москве и привел настоятеля в восторг. Сейчас скульптура в Ярославском женском монастыре. Правда, после той работы три года болели руки -- Виктору Степановичу больше 70 лет. Удивительно и то, что скульптором он стал только в 40. Взял в Ленинской библиотеке учебник по анатомии и через год практически идеально знал строение человека, животных и растений. Через пару лет -- уже выставлялся в Манеже, а через три, в 1983-м, -- участвовал во всесоюзном конкурсе на памятник Победы.
Памятник для Шебекино Виктор Присекин делает не случайно: там он окончил школу, там же похоронены его родители. Три года назад он переехал на свою маленькую родину и первым делом пошел в местную администрацию, показал фотографии своих работ и получил ответ: «Обживайся, будешь работать». Тут же заказали вылепить памятник предпринимателю и выдающемуся жителю города -- Александру Ребиндеру, который на рубеже XVIII и XIX веков сделал Шебекино известным на всю Россию.
Александр Ребиндер был одним из представителей вестфальского рода Ребиндеров, который владел землями на территории нынешнего Шебекино с 1836 года. Построенный семьей сахарный завод был самым крупным в дореволюционной России и оснащен лучшим оборудованием. Позже Александр построил кожевенный завод и скотобойню, благодаря ему же в городе развивались школы и больницы. Сейчас, конечно, от прежней мощи предприятий ничего не осталось, но горожане решили поставить памятник некогда известному в городе человеку на центральной площади -- аккурат напротив входа на бывший сахарный завод. Теперь Ребиндер -- гордость и для воронежской «Веры»: первая скульптура, которую выполнили сплошным литьем, не разделяя фигуру на части.
«Мы можем сделать любую нестандартную форму, -- говорит Валерий Анисимов. -- Мы же ремесленники. Нам показывают модель из дерева, пластилина или гипса. Потом мы переводим ее в металл и отливаем. Но если нужно сделать работу срочно, то никто в округе за нее не возьмется. А к нам обратились за три месяца до нужной даты. В итоге мы только вчера вытащили из ямы скульптуру, разогретую до 300 градусов. В идеале Александр Ребиндер должен был две недели стоять в металлическом саркофаге, остывая. А пришлось опускать его в горячую и холодную воду, потом шлифовать, полировать и в ночь везти в Шебекино, чтобы утром открывать памятник на местный День города. Начиная с конца XIX века, когда изобрели электрическую сварку, сложность в изготовлении всего громоздкого отпала. То есть скульптуру отливают фрагментами, а потом кусочки сваривают друг с другом. Особенно такая практика распространилось после 1917 года, когда нужно было массово лепить Ленина. Но вы присутствуете на историческом событии: впервые за 120 лет мы отлили цельную скульптуру».
«А зачем? Сделали бы как все», -- уточняю. «Никто не делал же! Интересно! Из-за денег, что ли? Да у меня заказов на колокола на два месяца вперед! Зато теперь я -- единственный в России, кто удачно вылил скульптуру целиком. Уметь надо», -- ответил Анисимов.