Церемония открытия была лаконичной. Вице-премьер области Дмитрий Марков, курирующий промышленность, транспорт и инновации, и глава региональной Торгово-промышленной палаты Юрий Гончаров выразили надежду, что на форуме состоятся многочисленные деловые знакомства. «Главная цель мероприятия -- привлечь в Воронеж субъекты Федерации, которые хотели бы с нами сотрудничать. Также мы хотим более широко представить кластерное образование, которое у нас развивается. Важно, чтобы предприятия нашли себе партнеров не только в своей деятельности -- в сфере производства, но и в сбыте», -- сказал Марков. Как показалось, наши промышленные гиганты подошли к выставке формально (понятно, что заказчиков они ищут не в ДДЮ). Поэтому ограничились тем, что повесили корпоративные плакаты, разложили буклеты и сувениры и посадили рядом девушек. «Минудобрения» демонстрировали образцы химикатов, на стенде авиазавода было несколько моделей Ан-148, «Тяжмехпресс» повесил плазменный экран и показывал 3D-фильм о сборке пресса.
Многие предприятия, созданные с совсем другими целями, начиная с мехзавода, как показал форум, производят насосы, задвижки, краны и прочее, что можно продать «Газпрому» или нефтянке. А электроника и программное обеспечение, представленные на выставке, главным образом были предназначены для управления нефтяным или коммунальным оборудованием. «Движение к нефти и газу мы не прекращаем никогда, -- сказал директор одного машиностроительного завода, -- но слишком много конкурентов». Мебельные компании («Ангстрем» и «Мебель Черноземья»), а также производители стройматериалов использовали форум как рекламную площадь -- выставили образцы продукции. «Мебель Черноземья» вообще превратила свой стенд в обставленную квартиру. Девушки предлагали сделать покупку каждому, кто проходил мимо.
Радовали глаз несколько действительно высокотехнологичных и инновационных предприятий. Например, ОАО «НИИ полупроводникового машиностроения», выпускающее оборудование для производства солнечных батарей. Его представители смонтировали на стенде робот-манипулятор, перемещающий какую-то маленькую и высокоточную деталь. Или фирма «Крылья», разрабатывающая и внедряющая оборудование для диагностики и проведения хирургических операций. Хотя маркетинговый ход «Крыльев» удачным не назовешь. Компания демонстрировала на экране ход операций, делаемых при помощи их продукции. Получилось жутковато.
Однако всю центральную часть выставки занимали обширные стенды областного Агентства по привлечению инвестиций. Из них было видно, что агентство работает. Выпущено огромное количество брошюр, буклетов и видеопрезентаций про область, ее инвестклимат, местные льготы инвесторами. Отдельно рекламировались три технопарка (в свете новых веяний по их переименованию в кластеры) -- «Масловский», «Бобровский» и «Хохольский». В качестве четвертого кластера потенциальным инвесторам демонстрировали Семилуки, где есть уже примеры открытия новых производств. Правда, не сказать, чтобы больших или сильно технологичных и инновационных.