10 сентября в музее-заповеднике "Дивногорье" прошел II открытый фестиваль театральных коллективов -- "Театральные дивы". Сценической площадкой для спектаклей трех народных театров стало "Дивногорское подворье". Подробностями с места событий делится вернувшийся из Лискинского района репортер "ВК".
Иногда в спектакли врывалось петушиное пение. Из загончика подавали голоса коза Белянка, овца Чернушка и ослица Манюня. За забором проносились электрички и поезда, заглушая слова актеров. Вначале зрителей под навесом было не более 20: автобус школьников из Борисоглебска заплутал и уехал в Белогорье. Дети опоздали на спектакли "Кошкин дом" Лискинского народного театра и "Теремок" -- Никольского. Зато успели на "Длинный день, житейскую полудокучную народную сказку с музыкой, пантомимой, песнями и сновидением" (театр из Боброва).
В урочище Большие Дивы, где и стоит стилизованное украинское подворье, особая аура. Здесь, на бывшем дне древнего Девонского моря, оставившего нам меловые холмы, -- четыре дивы. Напротив беленых хаток и навеса, подпираемого шестью отешками, три окаменевших столба. Таких див было больше двух десятков, но сейчас на холме с табличкой "Подъем на склоны запрещен, осторожно -- ядовитые змеи" остались четыре. Первую диву в народе называют монахом, третью -- беседкой, вторую просто -- средней. Четвертая дива стоит в отдалении, над пещерным храмом. Местные земли -- от Острогожска до впадения Тихой Сосны в Дон -- в 1652 году были отданы на вечное поселение полковнику Ивану Диньковскому, который привел с тысячу крестьян с левобережной Украины. И построили украинцы здесь беленые хатки со столбами-отешками, точно как на "Дивногорском подворье", которое 10 сентября стало актерам сценой, а зрителям -- спасением от ледяного ветра. Жюри фестиваля куталось в теплые куртки и в перерывах просило что-нибудь еще, хоть тулупчик.
Минимум декораций (цветные кубики валял ветер, из мебели -- пластиковый синий стул), но максимум фантазии. Костюмы лискинцев потрясали простотой: достаточно добавить витые рога на шляпы, чтобы играть семейство козлов. Остроты в тексте сказки "Кошкин дом" многих смешили до слез. Адаптированная для взрослой публики сказка, оказывается, актуальна. "Скотный двор какой-то", -- хохотал мужчина с фотоаппаратом, когда на публику выходили Козел с Козой, Петух Кахетинский с Наседкой и Свинья с Кабаном. "Какая вкусная банань", -- импровизировал Козел, откусывая банан. А когда Кошка пошла по знакомым, просясь на ночлег, Кабан повернулся к директору музея-заповедника "Дивногорье" Марине Лыловой, сидевшей в первом ряду, и отчеканил: "У Лыловой есть дома, постучись туда, кума".
"Они не профессионалы: Кот, он же Павел Панков, -- майор полиции; Козел, Роман Разумов, -- работник культуры; Коза, Светлана Артемова, -- учительница английского языка; Петух, Александр Межевикин, -- учитель черчения; Курица, Светлана Суслова, -- учительница начальных классов; Кабан, Юрий Капустин, -- директор ДК, -- из хатки смотрела за выступлением актеров Маргарита Повышева, 30 лет работающая режиссером Лискинского народного театра. -- Сидели, продумывали, чтобы получилось весело. А под фонограмму -- потому что побоялись: дождь, микрофоны и голоса могут подвести, хотя у нас все актеры поют".
В сказку Маршака лискинцы добавили шесть музыкальных номеров: уморительно пели под музыку из известных оперетт, под ритмы "Шизгары" Кабан и Свинья славили свой свинарник, Козел и Коза танцевали рок-н-рол, а Кошка с Петухом отчебучивали твист и лезгинку. В конце все грянули канкан. Им хлопали так, как и, наверное, в Большом театре не всегда случается. "Спектакль мы готовили в июне, когда должен был состояться фестиваль, -- рассказала режиссер. -- Но из-за дождей его перенесли. У нас в репертуаре много музыкальных постановок: "Моя жена -- лгунья", "Женитьба Бальзаминова", "Любовь -- книга золотая" -- все артисты поют! Тексты к музыкальным номерам "Кошкина дома" написала Татьяна Панкова (она сыграла Кошку), художественный руководитель Дворца культуры в Лисках".
В одной из хаток подворья, где устроен уголок с люлькой для младенца, Нина Шугаева, два десятка лет заведующая клубом в селе Никольском, гладила костюм Петуха для сказки "Теремок". Таня Баранникова (Мышка) надевала серую шапочку с ушками -- сама связала. На репетиции Никольского народного театра из Верхнехавского района она с дочкой Дашей третий год ездит за 15 км, из деревни Вишневка. "Я тоже играю в театре -- Белку и девочку, которая ждет папу с войны", -- улыбнулась десятилетняя Даша. Лариса Степанова (Еж) примеряла склеенную из листа ватмана шапку с десятком бумажных иголок. Я давно заметила: самые классные костюмы получаются из подручного материала. Еж был великолепен. "Маленькое наше село, школы нет, магазина нет, а клуб -- есть, -- говорила Шугаева, утюжа тряпичные крылья. -- Я дискотеки провожу, в бильярд, в шашки играем".
"Никольскому театру 115 лет, он один из старейших в России, -- добавила режиссер Светлана Сукачева. -- Сказку "Теремок" мы ставили к Новому году, ее и привезли -- для фестиваля подготовить новую не было возможности. Мы не практикуем сказки, потому что в Никольском в основном взрослое население, детей почти нет. Поэтому сказки не ставим. Но нам понравилось, собираемся к Новому году поставить еще одну. Ведь оказалось, что взрослые любят сказки не меньше детей".
Мне в "Теремке" понравился Еж в исполнении Ларисы Степановой. Она пришла в Никольский народный театр из любительского театра "Аматер", который существовал в воронежском Доме офицеров. "Сейчас его нет, всю театральную самодеятельность из города убрали, она выживает только в селах и деревнях: в области десять народных театров, -- вздохнула Сукачева, кстати, курирующая театральную самодеятельность в областном Центре народного творчества. -- А Степановой хочется играть, она способная актриса. К нам из районов ездят пять человек. Мы живем единой семьей, не только репетируем, но и отмечаем праздники, вместе ездим в город на профессиональные спектакли. А к 115-летию театра мои артисты 24 сентября хотят показать на Адмиралтейской набережной "Женитьбу Бальзаминова".
Казалось бы, наивная, простая игра самодеятельных актеров, а -- увлекает. Александр Ковалев сыграл Волка мастерски: то ли пьяница его серый, то ли бомж, но очень уж неприятный тип. А Лиса, Екатерина Сычева, получилась льстивой красавицей, в ярко-рыжем парике. "По-другому и не сделаешь: чтобы разрабатывать роль, нужны постоянные репетиции, а мы встречаемся раз-два в неделю, -- поясняет режиссер. -- Поэтому выезжаем на способностях, на наивности, на органике. Щепетильно относимся к костюмам. Денег на них нет, но для "Женитьбы Бальзаминова" наша райадминистрация и спонсоры помогли пошить костюмы".
Никольское -- особое место на карте России. Известны на всю страну "Театральные встречи в Никольском". Когда-то в здешних местах бывал Константин Станиславский, реформатор русского театра, а местный народный театр организовала его сестра, Зинаида Соколова. "Нет ни школы, ни магазина, ни больницы, но есть театр, -- с гордостью говорит Сукачева. -- Если мы и театр бросим, тогда уж всему конец".
Если на подворье стоит телега, значит, ее в спектакле обязательно обыграет какой-нибудь театр. Такое сделали, например, бобровцы, потому что режиссер Надежда Лизнева с Юрием Сафоновым, исполнившим главную роль, богатого мужика Понтея, перед выступлением обошли двор и присмотрелись и к телеге, и к деревянному колесу, и к вилам с прихватами у стены. "Смелее, -- советовала режиссер актеру. -- Запрыгни на телегу, махни рукой". А потом весь спектакль Лизнева улыбалась и кивала, наслаждаясь игрой своих актеров.
"Пыталась контролировать ситуацию, -- смутилась она, настигнутая мной сразу после финальной песни. -- Мы искали сказку долго, много перечитали, а репетировали две с половиной недели. Нашему народному театру исполняется 65 лет, я в нем работаю режиссером 30, а играют студенты и выпускники нашего училища. В репертуаре есть сказки, например, новогодняя постановка "Баба-Яга против", "Буратино", но у нас -- народный драмтеатр, мы ставим серьезные произведения. Есть по Чехову -- "Иванов", по Достоевскому -- "Кроткая". Четыре спектакля по Абрамову: "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Чистая книга", с которой мы ездили в Архангельск на юбилей писателя, в Питер на юбилей его жены, мы с ней общаемся, переписываемся. Еще есть по Солженицыну, по Джону Мильтону. Делали спектакль по Набокову, назвали его "Некоторые бабочки уже начали взлетать". Мне ближе спектакли серьезные, которые длятся два-три часа, но сказка тоже заинтересовала". В Боброве построен трехэтажный ДК, его открытие пройдет на 300-летие. Народный театр переедет в новые помещения и начнет нормальные репетиции. Пока же репетирует, где получится. Есть талантливые ребята, например Женя Варенов, сыгравший соседа Понтея. Он учится на втором курсе училища культуры. "Студенты со второго курса начинают играть в нашем театре, -- сказала Надежда Лизнева, преподаватель Бобровского училища. -- Я уже готовлю свой 23-й курс".
По большому счету, такие фестивали нужны даже не взрослым, а детям. Жаль, что добраться до Дивногорья -- проблема, а так сюда можно было бы приехать и всей семьей. Насмотревшись на игру мамы, десятилетняя Даша, прощаясь, сказала, что хочет стать стоматологом. "Почему не актрисой? -- удивилась я. -- Стоматологов же все боятся!" "Вот-вот, -- Даша хитро прищурила глазки. -- Все боятся, а я буду им во время лечения сказки рассказывать: про Теремок, где мама играет, или про Кошкин дом. Человек обрадуется, засмеется, а про страх забудет!"