Дмитрий Расновский:
— Что происходило в Китае, это просто словами не описать, такого не было в истории, наверное, вообще. Если вы не были в то время в Китае, вам не понять, что такое настоящий карантин. Например, очень много китайцев сидели в своей квартире на карантине по полгода, не выходя на улицу вообще. Многим китайцам заваривали двери. То есть заваривают либо дверь в подъезд, либо заваривают Вам конкретно дверь. У нас дверь была не заварена, и воду, еду нам, например, приносил курьер, одетый в костюм химической защиты, а другим по веревочке передавали в окно.
В самый пик карантина Дмитрий и Лера все-таки решили покинуть Китай и переждать пандемию в другом месте. Пожили в Сеуле, Владивостоке и на Бали. За пару дней до закрытия китайской границы для иностранцев успели вернуться в КНР и вновь приступили к работе, но уже в неофициальном статусе уроженцев США, рассказывает Дмитрий. Дело в том, что преподавать иностранный язык в Китае по закону могут только его носители: то есть русский — граждане России, а английский — США, Великобритании или, например, Австралии. Руководство школы, естественно, знало, кем на самом деле является накаченный Дэвид с брутальной бородкой, а ученики и их родители нет.
— Все три года приходилось притворяться американцами. Руководство школы знало, что я на самом деле Дима из Воронежа, а люди не знали — все родители детей, бабушки, дедушки думали, что я американец. Когда я приехал, мне нужно было выбрать американское имя себе. Дима — Дэйв. Практически агент 007. Три года на улице нельзя было говорить на русском даже с Лерой. Когда выходишь на улицу, ты же можешь встретить родителей детей. Самое тяжелое было, когда на улице подходил случайный китаец, говорящий по-английски, и спрашивал, откуда я. И я начинал ему «заливать» про локации героев мультсериала «Южный парк». Я ему говорил: «Я из штата Колорадо из Южного парка». Это такой театр был.
Дмитрий рассказывает: долгое время китайцам не разрешали иметь больше одного ребенка в семье. Сейчас можно и второго, и третьего, но рожать в КНР все равно не спешат — из-за высоких цен хотя бы на образовательные услуги. Например, языковые курсы по английскому для малышей с двухнедельным посещением обходятся китайским родителям в пересчете на рубли в 140 тысяч за год. Поэтому в большинстве семей по-прежнему по одному ребенку, в будущее которого вкладываются все бабушки, дедушки и, конечно, сами родители. В Китае даже появилось расхожее определение для детей нынешнего поколения — маленькие короли.
— Многие бабушки и дедушки в Китае не умеют читать и писать, многие из них учились в школе всего пару классов. Новое поколение и поколение бабушек и дедушек очень разнятся. Бабушки и дедушки не ходили в университеты, они пахали в поле. И сейчас они сильно прививают образование внукам. У меня был один ребенок в классе — его на американский манер звали Кевин. Китайцы очень любят вестернизироваться, официально там не очень любят Америку — но при этом слово «Америка» произносят восторженно. Кевин был, мягко говоря, не очень послушным ребенком, а у нас в классе были установлены камеры видеонаблюдения, и родители, дедушки, бабушки в коридоре на мониторе могли наблюдать за детьми. Бабушки смотрели за каждым движением своих внуков. И в какой- то момент, когда бабушке не понравилось, как Кевин себя ведет, она забежала в класс и такую оплеуху ему всадила, что Кевин потерял где-то 5-10 процентов IQ, то есть маленького короля понизили в должности.
Конечно, Дмитрия и его спутницу нельзя отнести к категории так называемых релокантов, дружно бежавших из России во время начала мобилизации. Решение посмотреть мир они приняли еще 4 года назад, более того, именно во время начала мобилизации Дмитрий Расновский возвращался в Воронеж и, убедившись, что в его услугах — человека, не служившего в армии, — никто не нуждается, улетел, но уже не в Китай, а в Турцию. Отметим, что ни Китай, ни Турция не входят в официальный список недружественных России государств. И сейчас ближайший месяц Дмитрий вновь решил провести в родном Воронеже.
— Наши люди очень любят жаловаться на Россию, и есть на самом деле на что жаловаться, но есть вещи, которые нужно ценить. Например, если сравнивать Россию с Турцией, где мы прожили последний год, в России очень быстро работают банковские сервисы, карту можно оформить за день-два, деньги переводятся моментально. Я в Турции замучился с оформлением карты. Российские курьерские службы работают отлично — в России могут привезти все что угодно и куда угодно, моментально, и это все стоит недорого. В России сейчас жить намного дешевле, чем за рубежом. Если вы готовитесь поехать за рубеж, готовьтесь платить в несколько раз больше, чем в России. Жилье, например, в Турции: аренда в месяц будет стоить 1000 долларов в среднем без учета коммунальных услуг. В России за эти деньги можно жить в центре Москвы, а за границей на окраине города.
Сейчас Дмитрий зарабатывает на онлайн-курсах английского разговорного языка. Для души и привлечения потенциальных учеников снимает небольшие видео, героями которых являются брутальные молодые мужчины – русский и американец, в роли обоих выступает сам Дмитрий. Общее число подписчиков воронежского преподавателя на нескольких ресурсах уже перевалило за полтора миллиона.
Фото — из личного архива Дмитрия Расновского.
Автор: Сергей Агапов