Полгода назад нам пришла идея запустить проект «Воронежский алфавит», в рамках которого теперь каждую неделю мы рассказываем про не самые распиаренные, но достаточно интересные достопримечательности Воронежа и области в алфавитном порядке. Сегодня расскажем про воронежскую Синагогу. И хоть в еврейской общине тот факт, что главное здание общины мало кому знакомо, отрицают, согласитесь: вряд ли многие наши читатели знали, что в самом-самом центре города между жилыми домами спряталась одна из самых красивых синагог России.
Координаты: 51.658127, 39.196811
Немного истории
Воронежская синагога на улице Станкевича имеет недолгую, но очень богатую историю. Проект здания был разработан архитектором Станиславом Мысловским. Это сооружение выполнено в мавританском стиле, как и многие другие синагоги за границей. Объяснений такому выбору несколько, вот одно из них: таким образом культурная элита еврейства стремилась подчеркнуть свою связь с восточным прошлым еврейского народа.
В 1901 году было получено разрешение на ее строительство, а уже в 1903-м проведено первое богослужение. Однако очень скоро, в 1933 году, воронежская синагога была официально закрыта, но люди все-таки продолжали там собираться. После ее хотели переделать в клуб, но начавшаяся Великая Отечественная вмешалась в эти планы, так что об организации клуба забыли. Сейчас о той задумке местных властей напоминает расположенный под наклоном пол: в молельном зале планировалось обустроить места для зрителей, а на месте нынешнего ковчега – сцену.
Из-за бомбардировки здание сгорело – говорят, уцелели тогда только стены. Позже еврейская община восстанавливала здание силами тех, кто сюда по-прежнему ходил.
Община начала воссоздаваться в 1994 году, когда изменилась национальная политика государства и возник вопрос о том, чтобы синагогу, в которой на тот момент был текстильный склад, вернуть евреям. Но для того, чтобы вести какие-либо разговоры с властью, нужно было юридическое лицо – для этого и была создана Воронежская еврейская религиозная община. С этого момента и принято начинать рассказывать о ее деятельности.
Последняя реконструкция, длившаяся четыре года, завершилась в 2014 году. На открытии
присутствовал даже бывший глава Воронежской области Алексей Гордеев. Спонсорами стали и благотворительные фонды, и крупные бизнесмены, и участники общины. Пожертвовавший основную часть средств на реконструкцию бизнесмен Герман Хан посвятил свой поступок памяти бабушки – Хавы Меджибовской. В ее честь синагога получила название «Бейт Хава».
На этом история воронежской синагоги не закончилась, о главном здании воронежской еврейской общины по-прежнему есть что рассказать: к примеру, она является уникальным для Воронежской области памятником архитектуры и считается одной из самых красивых в России.
Что внутри?
Ритуальная мебель для внутреннего убранства синагоги была изготовлена по проекту Симхи Палух и Вадима Швейбиша. Она включает в себя Арон Кодеш, Биму*, Амуд** и другие элементы. Главный из них – Арон Кодеш – на иврите означает Ковчег Святыни. В наши дни это большой шкаф для свитков Торы. Корпус Арон Кодеша с точки зрения архитектурной композиции представляет собой три портала, расположенных друг в друге – они как бы вырастают один из другого, похожи по материалу и цвету, и при этом совершенно разные стилистически. Эти порталы символизируют собой трех праотцев еврейского народа: малый – Авраама, средний – Ицхака, большой – Яакова. На каждом портале написаны изречения, которые соответствуют духовным качествам праотцев: Авраам – это Хесед (милосердие), Ицхак – это Гвура (строгость), Яаков – Тиферет (великолепие).
На втором этаже расположен музей истории еврейского народа.
Кто и как сюда может попасть?
На данный момент просто так попасть в синагогу нельзя, но проблема не в вероисповедании: говорят, что все это из-за коронавируса, к опасностям которого здесь относятся очень серьезно. На входной двери висит табличка, извещающая о том, что если вы плохо себя чувствуете, лучше остаться дома, «даже если вам нужно читать кадиш***, или без вас не будет миньяна****».
Несмотря на соблюдение таких мер предосторожности, здесь работает досуговый центр для детей, с которыми занимаются воспитатели – на втором этаже, возле музея, отчетливо слышно, как ребята поют хором песни под фортепианный аккомпанемент. Также в Воронеже в рамках общины действуют молодежный центр и детская воскресная школа, где подрастающее поколение изучает религию и традиции своего народа.
Община ведет и другую активную деятельность – например, концертно-просветительскую. Многие мероприятия, конечно, связаны с религиозной тематикой, но есть и такие, которые будут понятны и тем, кто мало что знает о евреях и их истории. Например, часто на мероприятиях Воронежской области выступают вокальный и танцевальный коллективы еврейской общины.
Прийти в здание можно и в том случае, если ты никогда в руках не держал тору: просто посмотреть. Однако сделать это можно только по предварительной записи или прийти в составе экскурсионной группы. Кстати, экскурсии здесь проводятся нередко – обо всех подобных мероприятиях сообщают в социальных сетях, на сайте организации или в
СМИ.
Немного о вере: в синагоге говорят, что принять иудаизм можно и без родословной. Тех, кто так сделал, называют гиюрами. По словам одного из представителей еврейской общины, в российской столице Воронеж называют «фабрикой гиюра» – говорят, отсюда таких людей очень много. Сегодня в Воронежской области насчитывается около четырех тысяч евреев.
js-slider.all_photos
Кстати, в рамках проекта «Воронежский алфавит» мы также рассказывали про Еврейское кладбище. И можете не сомневаться: там тоже есть на что
посмотреть.
*Бима – возвышение, обычно в центре синагоги, где находится специальный стол для публичного чтения свитка Торы и соответствующего отрывка из книг пророков (Гафторы) во время богослужения.
**Амуд – пюпитр, за которым во время молитвы находится раввин.
***Кадиш – молитва в иудаизме, прославляющая святость имени Бога и его могущества, выражающая стремление к конечному избавлению и спасению.
****Миньян – собрание для совершения публичного богослужения.
Фото – Мария Кирова.