В пятницу, 24 ноября, в Воронеже прошел VIII Форум предпринимателей. Темой одной из встреч, которая состоялась в рамках деловой программы мероприятия, стала концессия.
Это, напомним, один из видов государственно-частного партнерства, предполагающий передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который получает право развивать и реконструировать это имущество, рассчитывая на доход от его использования. При этом речи об изъятии, о передаче государственной собственности в частные руки в данном случае не идет.
В рамках сегодняшнего мероприятия эксперты, в числе которых оказались представители власти и бизнеса, говорили об опыте использования такого механизма в разных городах, об успешных кейсах и перспективах государственно-частного партнерства как с точки зрения муниципалитетов, так и с точки зрения предпринимательства.
В разговоре приняли участие мэры сразу двух городов – Воронежа и Липецка. Вадим Кстенин в самом начале беседы напомнил, что для столицы Черноземья этот механизм уже не новый. Он активно начал использоваться городом с 2011 года.
– На тот момент у нас была безвыходная ситуация, – признается градоначальник. –Наши муниципальные предприятия, такие как «Водоканал» и «Теплосеть», тогда находились в удручающем состоянии, без шансов на привлечение инвестиций. «Водоканал» ко всему прочему еще и был в предбанкротном состоянии, у него имелись федеральные долги – порядка 800 млн рублей (при собственном доходе города в то время в 6 млрд рублей).
Именно тогда власти решили использовать федеральный закон «О концессионных соглашениях».
– В итоге мы передали имущество «Водоканала» в концессию, причем под очень большие, серьезные, капиталоемкие обязательства со стороны концессионера. Сейчас уже реализовывается третий этап этой концессии. Первые два успешно завершены.
«Теплосеть» же была передана в концессию «Квадре», которая теперь стала частью «Росатома». Чтобы полностью «расшить» все долги, которые город имел на тот момент, в ту же «Теплосеть» мы были вынуждены вливать более 400 млн рублей ежегодно.
Сейчас городская экономика выглядит совсем другим образом, подчеркивает Кстенин.
– На сегодняшний день в городском бюджете отсутствуют неэффективные расходы на коммунальную сферу. Мы сегодня субсидируем «коммуналку» в сумме 0 рублей 0 копеек. При этом у нас идут очень большие инвестиции в водопроводно-канализационное и тепловое хозяйство.
Концессии в сфере ЖКХ – это отдельная история: про огромные инвестиции, серьезные взаимоотношения не только на муниципальном, но и на региональном, а где-то и федеральном уровнях, подчеркивает спикер. Здесь идет речь об окупаемости инвестиций, тарифном регулировании, очень больших суммах.
Но, по сути, взять в концессию можно любой объект, любой земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета. В Воронеже уже существует успешный опыт концессии муниципальных парков (прим. – «Дельфин»), переходов, а также спорный опыт передачи в концессию платных парковок.
По словам представителя министерства экономического развития Воронежской области Игоря Глухова, на территории региона сейчас реализуется 32 проекта ГЧП (из них 31 – концессия). Общий объем инвестиций оценивается примерно в 35 млрд рублей (34,5 млрд – в коммунально-экономической сфера, 624,7 млн – в транспортной, и 232,8 млн – в социальной сфере). По этому показателю регион вошел в топ регионов-лидеров в тематическом рейтинге, поднявшись сразу на 27 позиций.
Власти намерены опыт работы с этим механизмом расширять. Сейчас, например, в городе активно обсуждается вопрос передачи в концессию парка «Танаис». Концессионную инициативу по этому объекту в мэрию до конца года рассчитывает подать предприниматель Эдуард Толоконников совместно с еще двумя бизнесменами. За плечами Толоконникова есть опыт работы с «Дельфином», который приводят в пример как едва ли не самый успешный кейс за все время. Также в концессии у Толоконникова находятся сразу несколько городских подземных переходов.
Мэр признался, представленная концепция по парку в Юго-Западном районе ему нравится. Градоначальник выразил надежду, что в ближайшее время соглашение по «Танаису» будет заключено.
– Почему концессия, а не любые другие формы? Она не позволяет говорить о том, что «всё распродали». Все, что передается в концессию, остается в муниципальной собственности. Все, что в рамках этой концессии создается, немедленно передается в муниципальную собственность. Но предпринимателя это не должно пугать никаким образом, – говорит Кстенин. – Все, во что вкладываются деньги предпринимателя, находится у него в долгосрочном пользовании. Это вопрос договоренности, на какие сроки концессию заключать. В свою очередь, они зависят от сроков окупаемости тех инвестиций, которые вкладываются.
Мэр предлагает изучить предпринимателям, которым интересна тема концессии, пятый областной закон.
– На мой взгляд, это очень привлекательный механизм для инвесторов. По нему на безконкурсной основе предоставляются земельные участки для строительства детских дошкольных учреждений, спортивных объектов, объектов здравоохранения, туристической инфраструктуры. Сейчас мы рассматриваем порядка десяти таких проектов. Речь идет о ледовой арене у мегашколы, дворце спорта, центре тенниса, нескольких объектах под футбол, плавательном бассейне.
Мэр отмечает, что спортивных объектов в городе все еще не хватает, а потому – направление перспективное. Также власти видят большие перспективы для концессии в туристической отрасли. Особенно в области развития инфраструктуры для автотуристов (кемпингов, глэмпингов, иных объектов размещения вдоль М-4).
Эдуард Толоконников отмечает, что со стороны предпринимательского сообщества ГЧП – это область, которая в силу определенных причин пока не охвачена.
– Государственно-частное партнерство – это, если говорить с точки зрения философии ведения бизнеса, «голубой океан», область возможностей. В данном случае – возможностей ресурсы государства применять для бизнеса.
Спикер приводит в пример, как работает концессия на разных объектах и что если грамотно продумать концепцию, все просчитать, то концессия будет весьма успешной.
Также бизнесмен обращает внимание присутствующих предпринимателей на возможность работы с объектами культурного наследия. Прямо сейчас в городе есть несколько объектов, которые власти готовы «отдать» в прямом смысле за один рубль.
– Про туризм. Тут на самом деле все довольно просто, если смотреть с точки зрения предпринимательства, – считает Толоконников. – Построив сто небольших отелей на 25 номеров, 10 парков и 100 нормальных кафе/ресторанов, мы получаем где-то 5 тысяч человек в день, 150 – в месяц, 2 млн – в год. Ориентировочный средний чек, который они оставят, – 20 тысяч рублей. Получается, порядка 40 млрд в год. При этом инвестиции во все, что нужно создать, – буквально 10-15 млрд. Предприниматель окупает это все за год-два. У нас есть возможность за несколько лет вложить, и город будет совершенно другим.
Процессам концессии, впрочем, может мешать недоверие между властью и предпринимателями, которое на сегодняшний день все еще существует. Хотя в Воронеже его стараются всеми силами преодолевать. Мэр заверяет, что потенциальных концессионеров готов выслушать лично. Для успешной реализации любого проекта необходимо, чтобы все стороны добросовестно исполняли свои обязательства. Тогда все получится, уверены эксперты.
Фото – автора, мэрия.