Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

Губерния

Аэропорту Петра I – пятьдесят: вспоминаем необычное из истории воздушной гавани

some alt text
В этом месяце Воронеж празднует 50-летние юбилеи сразу нескольких значимых для него мест. О самом необычном из их истории мы рассказываем в авторском проекте краеведа и журналиста Игоря Маркина «Воронеж неофициальный». В прошлый раз мы поделились с вами тайнами, которые хранит Воронежское море. Сегодня речь пойдет о Международном аэропорте имени Петра I.
 
 
Воздух и вода
 

Первый гражданский аэропорт появился в Воронеже без малого восемьдесят лет назад и располагался недалеко от Успенского Адмиралтейского храма. Ныне на этом месте плещутся волны водохранилища.
 

Предтечей же нынешнего аэропорта стал «воздушный вокзал» на территории «Старухи» – старой части Северного микрорайона.

У него славное прошлое, богатое правдивыми и вымышленными историями. Одна из них такая. В конце 60-х в здании аэропорта для дежурной смены всю ночь пел под гитару прилетевший в Воронеж по личным делам Высоцкий. 

На самом деле Владимир Семенович, образно выражаясь, даже не пролетал над воронежским небом. Но народу так хочется, чтобы это было правдой…

Нынешний аэропорт официально открыли в самом конце 1971 года. И все-таки День его рождения пришелся на год следующий. Именно весной 72-го в новый аэропорт переехала авиационно-техническая база, что означало начало полноценного функционирования объекта.

Работники аэропорта новосельем остались довольны. «Мы переехали из грязи на бетон…», – говорили они.

Присутствовали и нежелательные нюансы. Воронежский аэропорт расположен в низине и когда скапливался сильный туман, вылеты задерживались на неопределенный срок. Особенно это сказывалось в даты всенародных праздников. 

К примеру, если в канун Нового года погода оказывалась нелетной, пилоты и стюардессы, томясь в ожидании разрешения на вылет, праздничный бой курантов встречали не в кругу родных и близких, а в гостинице при аэропорте.

Задержки рейсов случались по разным причинам – от будничных до романтических. 

С будничными понятно. А вот романтика… 

Любви покорны не только все возрасты, но и строгое расписание. Однажды в воронежском аэропорту пилот на целый час задержал рейс лишь для того, чтобы объясниться в любви стюардессе и подарить ей роскошный букет!
 
 
 
Эй, вы, там, наверху
 

Быт тех, кто полжизни проводит в небе, своеобразен. В эпоху «до Вотсапа» общение летающих разными рейсами супругов посредством оставленных на служебном столе записок считалось обыденностью.

Жен и мужей разводили по разным рейсам неслучайно. Если «вдруг», то чтобы хоть один кормилец в семье оставался.

Летчики и стюардессы не только рисковали и предвосхищали эру электронной переписки, но и опережали «заземленных» обывателей в экзотике питания, так как имели возможность вкушать разные деликатесы. Например, сок манго, о котором ранее мало кто слышал, не то что видел, а уж тем более – пробовал. 

Случались и «веселые» пожелания счастливого полета. Лет тридцать назад по дороге в аэропорт на обочине красовался плакат с изображением симпатичной улыбающейся стюардессы и пожеланием счастливого пути. А в руке у нее – две гвоздички…

Может, и прикольно, но людям суеверным и тем, кто панически боялся летать, при виде такого пожелания становилось не до смеха. 

Язык летчиков и стюардесс полон сленга. Например, за толщину корпуса и внушительные размеры аэробус ИЛ-86 они называли «свиноматка». А знаменитый ТУ-134 панибратски именовали «тушка».
 
 
 
На земле, в небесах и на море
 

Территориально воронежский аэропорт расположен в Рамонском районе. На первых порах милая деревенская пастораль давала о себе знать. 

Однажды при посадке самолет АН-24 столкнулся с забредшими на «взлетку» лошадьми из села Айдарово.

Хватало и нервного экстрима. И оградительные столбики на взлетной полосе крылом самолета летчики сбивали, и вынужденные посадки происходили. К счастью, успешные. 

Летали воронежцы и в арктические экспедиции к Южному полюсу Земли. Ведь допускаемые к полетам в те края ИЛ-1 и АН-24 имелись только в столичных Мячково, Быково и у нас в Воронеже.

А еще пилоты и спецы «Воронежавиа» трудились в Гвинее-Бисау, Нигерии, Ливии, Судане и Анголе.

Вот такой широчайший спектр – от Айдарово через Африку на Южный полюс. 

Вообще объем полетов нашего аэропорта впечатлял. Рейсы до Мурманска, Новосибирска, Красноярска, Ташкента, Алма-Аты – список далеко не полон!

Для бортпроводниц в Москву улететь, все равно, что в общественном транспорте добраться с правого берега до Отрожки. Среди стюардесс даже бытовало выражение: «Две Москвы». Это означало, что бортпроводница за один день дважды летала в столицу и обратно. 

Еще одно пилотно-сленговое понятие – «эстафета». Это значит, что экипаж АН-24 прилетает в Геленджик, высаживает пассажиров и ждет следующего рейса другого самолета.

Те из стюардесс, кто за лето несколько раз летал в Геленджик, загорали так, будто провели полноценный отдых на Юге.
 
 
 
«Императорский» юбилей 
 

Воронежский аэропорт носит имя Петра Первого. Покойный ныне председатель нашего Петровского общества Николай Корнюшин сделал практически невозможное, и Воронеж в серьезном противоборстве за право присвоить аэропорту имя царя-преобразователя сумел обойти даже град Петров Санкт-Петербург. 

В подобное мало кто верил. В разговорах с Корнюшиным скептики не без иронии «пророчествовали»: 

– Николай Дмитриевич, куда нам с Питером тягаться!

А он – верил. 
 
Поэтому сегодня город празднует две знаменательные даты, связанные с именем Петра, – 350 лет со дня его рождения и 50 лет со дня основания воздушной гавани, названной в его честь.
 
Фото – Алина Полунчукова, Денис Малеев, Pixabay.