Выпускник воронежской школы из мести ограбил бывшего директора

Запрет на продажу алкоголя установят в День города в центре Воронеже

В России по уровню безработицы Воронежская область заняла 51 место

Общая явка на выборах в Воронежской области составила более 54 процентов

В больнице умер пострадавший от БПЛА воронежский фермер

Пожарная часть, школа и детсад останутся без воды в Воронеже 16 сентября

В Воронежской области за три дня выборов проголосовали 53,8% избирателей

Волна рабочих дней продолжается – по-прежнему астрологи советуют сосредоточиться на моментах делового характера, а не личного, для него будет другое время

Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Вейпы и сигареты продавали рядом со школами в Воронежской области

В Воронеже экс-начальника отдела банка обвиняют в мошенничестве на 280 тысяч рублей

 

Символ Левобережного района обновили ко Дню города

Число заболевших ОРВИ воронежцев выросло на 18%

В Воронежской области температура опустится до +6 градусов

Воронежский «Факел» обыграл тульский «Арсенал» со счетом 1:0

День пролетит очень быстро, но будет полон самых разных впечатлений

Беспилотник сбили в небе над одним из воронежских городских округов

В воронежском Перинатальном центре №2 отключат холодную воду 9 сентября

Жильцы забили тревогу из-за состояния здания с «‎домиком Карлсона»‎ в Воронеже

Дело о неуплате налогов закрытой воронежской сетью «Пятью пять» дошло до суда

В топ-20 в рейтинге состояния рынка труда вошла Воронежская область

Перед судом предстанет мужчина, который напал на двух воронежцев у ресторана «Бархат»

Реконструкция первой очереди улицы Карла Маркса в Воронеже вышла на финальный этап

Губерния

Аэропорту Петра I – пятьдесят: вспоминаем необычное из истории воздушной гавани

some alt text
В этом месяце Воронеж празднует 50-летние юбилеи сразу нескольких значимых для него мест. О самом необычном из их истории мы рассказываем в авторском проекте краеведа и журналиста Игоря Маркина «Воронеж неофициальный». В прошлый раз мы поделились с вами тайнами, которые хранит Воронежское море. Сегодня речь пойдет о Международном аэропорте имени Петра I.
 
 
Воздух и вода
 

Первый гражданский аэропорт появился в Воронеже без малого восемьдесят лет назад и располагался недалеко от Успенского Адмиралтейского храма. Ныне на этом месте плещутся волны водохранилища.
 

Предтечей же нынешнего аэропорта стал «воздушный вокзал» на территории «Старухи» – старой части Северного микрорайона.

У него славное прошлое, богатое правдивыми и вымышленными историями. Одна из них такая. В конце 60-х в здании аэропорта для дежурной смены всю ночь пел под гитару прилетевший в Воронеж по личным делам Высоцкий. 

На самом деле Владимир Семенович, образно выражаясь, даже не пролетал над воронежским небом. Но народу так хочется, чтобы это было правдой…

Нынешний аэропорт официально открыли в самом конце 1971 года. И все-таки День его рождения пришелся на год следующий. Именно весной 72-го в новый аэропорт переехала авиационно-техническая база, что означало начало полноценного функционирования объекта.

Работники аэропорта новосельем остались довольны. «Мы переехали из грязи на бетон…», – говорили они.

Присутствовали и нежелательные нюансы. Воронежский аэропорт расположен в низине и когда скапливался сильный туман, вылеты задерживались на неопределенный срок. Особенно это сказывалось в даты всенародных праздников. 

К примеру, если в канун Нового года погода оказывалась нелетной, пилоты и стюардессы, томясь в ожидании разрешения на вылет, праздничный бой курантов встречали не в кругу родных и близких, а в гостинице при аэропорте.

Задержки рейсов случались по разным причинам – от будничных до романтических. 

С будничными понятно. А вот романтика… 

Любви покорны не только все возрасты, но и строгое расписание. Однажды в воронежском аэропорту пилот на целый час задержал рейс лишь для того, чтобы объясниться в любви стюардессе и подарить ей роскошный букет!
 
 
 
Эй, вы, там, наверху
 

Быт тех, кто полжизни проводит в небе, своеобразен. В эпоху «до Вотсапа» общение летающих разными рейсами супругов посредством оставленных на служебном столе записок считалось обыденностью.

Жен и мужей разводили по разным рейсам неслучайно. Если «вдруг», то чтобы хоть один кормилец в семье оставался.

Летчики и стюардессы не только рисковали и предвосхищали эру электронной переписки, но и опережали «заземленных» обывателей в экзотике питания, так как имели возможность вкушать разные деликатесы. Например, сок манго, о котором ранее мало кто слышал, не то что видел, а уж тем более – пробовал. 

Случались и «веселые» пожелания счастливого полета. Лет тридцать назад по дороге в аэропорт на обочине красовался плакат с изображением симпатичной улыбающейся стюардессы и пожеланием счастливого пути. А в руке у нее – две гвоздички…

Может, и прикольно, но людям суеверным и тем, кто панически боялся летать, при виде такого пожелания становилось не до смеха. 

Язык летчиков и стюардесс полон сленга. Например, за толщину корпуса и внушительные размеры аэробус ИЛ-86 они называли «свиноматка». А знаменитый ТУ-134 панибратски именовали «тушка».
 
 
 
На земле, в небесах и на море
 

Территориально воронежский аэропорт расположен в Рамонском районе. На первых порах милая деревенская пастораль давала о себе знать. 

Однажды при посадке самолет АН-24 столкнулся с забредшими на «взлетку» лошадьми из села Айдарово.

Хватало и нервного экстрима. И оградительные столбики на взлетной полосе крылом самолета летчики сбивали, и вынужденные посадки происходили. К счастью, успешные. 

Летали воронежцы и в арктические экспедиции к Южному полюсу Земли. Ведь допускаемые к полетам в те края ИЛ-1 и АН-24 имелись только в столичных Мячково, Быково и у нас в Воронеже.

А еще пилоты и спецы «Воронежавиа» трудились в Гвинее-Бисау, Нигерии, Ливии, Судане и Анголе.

Вот такой широчайший спектр – от Айдарово через Африку на Южный полюс. 

Вообще объем полетов нашего аэропорта впечатлял. Рейсы до Мурманска, Новосибирска, Красноярска, Ташкента, Алма-Аты – список далеко не полон!

Для бортпроводниц в Москву улететь, все равно, что в общественном транспорте добраться с правого берега до Отрожки. Среди стюардесс даже бытовало выражение: «Две Москвы». Это означало, что бортпроводница за один день дважды летала в столицу и обратно. 

Еще одно пилотно-сленговое понятие – «эстафета». Это значит, что экипаж АН-24 прилетает в Геленджик, высаживает пассажиров и ждет следующего рейса другого самолета.

Те из стюардесс, кто за лето несколько раз летал в Геленджик, загорали так, будто провели полноценный отдых на Юге.
 
 
 
«Императорский» юбилей 
 

Воронежский аэропорт носит имя Петра Первого. Покойный ныне председатель нашего Петровского общества Николай Корнюшин сделал практически невозможное, и Воронеж в серьезном противоборстве за право присвоить аэропорту имя царя-преобразователя сумел обойти даже град Петров Санкт-Петербург. 

В подобное мало кто верил. В разговорах с Корнюшиным скептики не без иронии «пророчествовали»: 

– Николай Дмитриевич, куда нам с Питером тягаться!

А он – верил. 
 
Поэтому сегодня город празднует две знаменательные даты, связанные с именем Петра, – 350 лет со дня его рождения и 50 лет со дня основания воздушной гавани, названной в его честь.
 
Фото – Алина Полунчукова, Денис Малеев, Pixabay.