Первый гражданский аэропорт появился в Воронеже без малого восемьдесят лет назад и располагался недалеко от Успенского Адмиралтейского храма. Ныне на этом месте плещутся волны водохранилища.
Предтечей же нынешнего аэропорта стал «воздушный вокзал» на территории «Старухи» – старой части Северного микрорайона.
У него славное прошлое, богатое правдивыми и вымышленными историями. Одна из них такая. В конце 60-х в здании аэропорта для дежурной смены всю ночь пел под гитару прилетевший в Воронеж по личным делам Высоцкий.
На самом деле Владимир Семенович, образно выражаясь, даже не пролетал над воронежским небом. Но народу так хочется, чтобы это было правдой…
Нынешний аэропорт официально открыли в самом конце 1971 года. И все-таки День его рождения пришелся на год следующий. Именно весной 72-го в новый аэропорт переехала авиационно-техническая база, что означало начало полноценного функционирования объекта.
Работники аэропорта новосельем остались довольны. «Мы переехали из грязи на бетон…», – говорили они.
Присутствовали и нежелательные нюансы. Воронежский аэропорт расположен в низине и когда скапливался сильный туман, вылеты задерживались на неопределенный срок. Особенно это сказывалось в даты всенародных праздников.
К примеру, если в канун Нового года погода оказывалась нелетной, пилоты и стюардессы, томясь в ожидании разрешения на вылет, праздничный бой курантов встречали не в кругу родных и близких, а в гостинице при аэропорте.
Задержки рейсов случались по разным причинам – от будничных до романтических.
С будничными понятно. А вот романтика…
Любви покорны не только все возрасты, но и строгое расписание. Однажды в воронежском аэропорту пилот на целый час задержал рейс лишь для того, чтобы объясниться в любви стюардессе и подарить ей роскошный букет!
Быт тех, кто полжизни проводит в небе, своеобразен. В эпоху «до Вотсапа» общение летающих разными рейсами супругов посредством оставленных на служебном столе записок считалось обыденностью.
Жен и мужей разводили по разным рейсам неслучайно. Если «вдруг», то чтобы хоть один кормилец в семье оставался.
Летчики и стюардессы не только рисковали и предвосхищали эру электронной переписки, но и опережали «заземленных» обывателей в экзотике питания, так как имели возможность вкушать разные деликатесы. Например, сок манго, о котором ранее мало кто слышал, не то что видел, а уж тем более – пробовал.
Случались и «веселые» пожелания счастливого полета. Лет тридцать назад по дороге в аэропорт на обочине красовался плакат с изображением симпатичной улыбающейся стюардессы и пожеланием счастливого пути. А в руке у нее – две гвоздички…
Может, и прикольно, но людям суеверным и тем, кто панически боялся летать, при виде такого пожелания становилось не до смеха.
Язык летчиков и стюардесс полон сленга. Например, за толщину корпуса и внушительные размеры аэробус ИЛ-86 они называли «свиноматка». А знаменитый ТУ-134 панибратски именовали «тушка».
Территориально воронежский аэропорт расположен в Рамонском районе. На первых порах милая деревенская пастораль давала о себе знать.
Однажды при посадке самолет АН-24 столкнулся с забредшими на «взлетку» лошадьми из села Айдарово.
Хватало и нервного экстрима. И оградительные столбики на взлетной полосе крылом самолета летчики сбивали, и вынужденные посадки происходили. К счастью, успешные.
Летали воронежцы и в арктические экспедиции к Южному полюсу Земли. Ведь допускаемые к полетам в те края ИЛ-1 и АН-24 имелись только в столичных Мячково, Быково и у нас в Воронеже.
А еще пилоты и спецы «Воронежавиа» трудились в Гвинее-Бисау, Нигерии, Ливии, Судане и Анголе.
Вот такой широчайший спектр – от Айдарово через Африку на Южный полюс.
Вообще объем полетов нашего аэропорта впечатлял. Рейсы до Мурманска, Новосибирска, Красноярска, Ташкента, Алма-Аты – список далеко не полон!
Для бортпроводниц в Москву улететь, все равно, что в общественном транспорте добраться с правого берега до Отрожки. Среди стюардесс даже бытовало выражение: «Две Москвы». Это означало, что бортпроводница за один день дважды летала в столицу и обратно.
Еще одно пилотно-сленговое понятие – «эстафета». Это значит, что экипаж АН-24 прилетает в Геленджик, высаживает пассажиров и ждет следующего рейса другого самолета.
Те из стюардесс, кто за лето несколько раз летал в Геленджик, загорали так, будто провели полноценный отдых на Юге.
Воронежский аэропорт носит имя Петра Первого. Покойный ныне председатель нашего Петровского общества Николай Корнюшин сделал практически невозможное, и Воронеж в серьезном противоборстве за право присвоить аэропорту имя царя-преобразователя сумел обойти даже град Петров Санкт-Петербург.
В подобное мало кто верил. В разговорах с Корнюшиным скептики не без иронии «пророчествовали»:
– Николай Дмитриевич, куда нам с Питером тягаться!
А он – верил.