В это воскресенье в России отпразднуют народный праздник Красная горка. Выделить конкретно традиции Воронежской области здесь сложно, потому что народная культура в древности, конечно же, не зависела от современных административных границ. Но все же что-то общее для южной части современной России выделить удалось. О традициях, связанных с этим днем, мы поговорили с Ольгой Сергеевной Токмаковой, и.о. доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ.
Население на южных территориях России начало формироваться примерно с XVI века. Параллельно с распространением народных традиций на этих территориях на них накладывались и церковные. Вышло так, что церковный праздник Пасхи и Христово воскресение всегда приходились на время смены двух периодов – ранне-весеннего и весенне-летнего.
В ранне-весенний период увеселения не одобряли: существовали разве что различные постовые песни и хороводы, которые выполняли роль ритуала встречи весны, ее закликания. Даже некоторые песни, которые пели в этот период, называли закличками. Водили и хороводы, которые также имели функцию зазывания весны.
Основное же время хороводов и массовых народных гуляний начиналось в период после Пасхи – на следующую неделю, в конце которой наступал праздник Красная горка.
– Вся неделя от Пасхи до Красной горки была нерабочей у крестьян. В это время устраивали гуляния, различные игры – этнографы, например, иногда записывают до нескольких разных видов игр с яйцами в одном только селе. И начиналось в это время вождение хороводов, открытием хороводного сезона считалась Красная горка.
На эти гуляния всегда ходили нарядными – после долгого перерыва в общении, связанного с Великим постом, начинали снова видеться парни и девушки.
Вообще хороводы – это прежде всего молодежное увеселение, оно нужно было для общения молодежи друг с другом. Таким образом молодые люди получали опыт общения, а взрослые стояли вокруг и смотрели, как молодежь общается – оценивали умение вести себя в обществе, умение петь и плясать. По этим признакам и выбирали будущих невест, – рассказывает исследователь.
Здесь стоит напомнить, что люди в те времена не видели обязанности важнее, чем продолжение рода: для них это был вопрос выживания.
Первый аттракцион в России
Во многих деревнях на эти праздники делали качели – рели. Часто это был такой передвижной аттракцион, который перевозили из одной деревни в другую. За такое развлечение нужно было платить, и было принято, что женихи на этих релях катали своих невест. Это было что-то вроде знака внимания.
– В Курской области даже было принято так: как рассказывают жители сел, на Красную горку парни девушек на релях качали, а на следующее воскресенье, на День жен-мироносиц, девушки брали ребят с собой. То есть были такие как бы взаимные гуляния.
Кстати, некоторые исследователи отмечают, что чем шире была амплитуда раскачивания – тем выше рост был у растений. То есть это было не просто развлечение, а нечто такое, что обладало для людей магической функцией.
Семечки – знак внимания
Еще одним знаком внимания в те времена были семечки: это было лакомство, которое нельзя было есть каждый день, – только по праздникам. Причем семечки обычно девушка парню отсыпала.
– Они считались лакомством, потому что вообще-то подсолнухи не так давно начали выращивать в наших широтах – только где-то во второй половине XIX века. Большая часть шла на выдавливание масла в домашнем хозяйстве, а для лакомства оставалось совсем чуть-чуть. Так что поделиться ими с кем-то – это было уже тоже знаком внимания.
Что означали хороводы
Другие ритуалы, выражавшие переход от одного периода к другому, – это хороводы и шествия по селу: ушла ранняя весна – наступает поздняя.
– Весной не всегда был какой-то такой персонаж в виде чучела, которое куда-то выпроваживают. Иногда люди просто шли, создавая шествие, по улицам села, вплоть до его окончания где-то на лугу. За пределами села уже перестраивались в хоровод и продолжали гуляния. И то, что люди прошли по селу и на его границе устроили хороводные гуляния, – это также идея того, что кого-то проводили.
Именно поэтому, похоже, в русском языке закрепилось, что хороводы именно водят.
Культура хороводов на юге России очень развита и разнообразна. В каких-то регионах просто ходили по кругу, в каких-то направление движения менялось – то по солнцу, то против солнца. В других местах было строго определено, что их водят против солнца – это было наиболее часто распространено в наших широтах.
Сейчас ученые спорят, с чем именно было связано то или иное направление вождения хоровода. Возможно, что хождение по солнцу или против солнца обладало каким-то символизмом. Однако до наших дней эти сведения не дошли – люди в деревнях этого уже не помнят, так что для большинства это просто праздничное времяпрепровождение, некая форма досуга. При этом это было настолько обязательно и настолько любимо народом, что, когда в селах на праздники около церкви устраивали таких хороводы, земля на таких площадях была прибита, становилась как асфальт – настолько ее выбивали ногами за время танцев.
– Начинались такие гуляния обычно после обедни: когда все сходили домой и поели, выходили на площадь и танцевали, иногда и до ночи.
Почему культура танца так важна для крестьян
В южно-русском диалекте хороводы называли карагодами. Причем люди часто ходили по кругу не взявшись за руки, а как бы каждый сам по себе. Таким образом они показывали свои танцевальные умения – отбивать ритм в такт музыке, например.
– На границе Воронежской области и Белгородской был такой особенный сложный ритм танца, который называли пересéком. Когда этот ритм притопывали, то все оценивали умение делать это именно ритмично. Это было увеселение, к которому, тем не менее, относились серьезно: считалось, что человек, который хорошо владеет своим телом, имеет хорошее чувство ритма, и работником будет хорошим. Пересек сравнивают с тем, как крестьяне работают цепáми – приспособлениями, которыми молотили снопы: несколько людей должны были делать это по очереди, там тоже нужно было чувство ритма. Именно поэтому умение плясать оценивалось высоко.
Позже в деревнях возникали целые династии певцов и танцоров – те, кто хорошо танцевал и пел, выбирал себе в пару такую же невесту. Поэтому во время экспедиций исследователи часто встречают бабушек и дедушек, которые рассказывают, что у них в семье все хорошо пели и плясали.
Конечно, встречаются и те, кто говорит, что по молодости они на улицы не ходили. Однако хождение на гуляния поощрялось в традиционной культуре: именно на улице появлялась возможность показать себя, пообщаться, найти хорошую пару, чтобы жизнь сложилась потом удачно. Так что эта часть традиционной культуры России очень важна с точки зрения образования семьи. Общество за этим следило и поощряло молодежь, которая до замужества участвовала в таких хороводных гуляниях.
Фото – Мария Кирова, Pixabay.