В России в это воскресенье отмечают Пасху – красят яйца, дарят друг другу куличи, проводят день с семьей и ходят на кладбища. Однако таким этот праздник был далеко не всегда. Мы поговорили с и.о. доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ Галиной Павловной Христовой, чтобы выяснить, какие обычаи еще остались в деревнях Воронежской области, а какие традиции уже исчезли.
Население на южных территориях России начало формироваться с конца XVI века. А все то, что удается записать современным исследователям со слов живых свидетелей всех этих обрядов, рассказывают жителю сел, родившиеся примерно вначале XX века.
Русское двоеверие
Русская культура неоднородна, в ней смешались как языческие традиции, так и православные. Из-за этого долгое время исследователи трактовали эту культуру как двоеверие. Как рассказала Галина Павловна, сейчас от этого термина постепенно отказываются, русское двоеверие исследователи называют народным православием – в этом понятии соединяются как традиции церковного устава, так и то, что складывалось в среде народа.
Граница двух периодов
Пасха заняла одно из главных мест не только в христианской традиции, но и в народной: дело в том, что этот праздник являлся еще и очень важной календарной границей в народном сознании, которая существовала и до принятия христианства. К тому же, раньше в деревнях жизнь людей была тесно связана с земледелием: от того, что удавалось вырастить, зависело пропитание. Отсюда и такая связь и обрядов и пищи, которая была на столе.
– В народном сознании год делился на определенные части, которые связаны с земледельческим циклом. И вот как раз, в зависимости от конкретных погодных условий, где-то на границе апреля и мая на юге России такой период, который очень четко отграничивал ранне-весенний период и весенне-летний, приходился на Пасху в христианской традиции. Этот период еще и связан с Великим постом, в то время как в народном сознании это время подготовки к новому земледельческому циклу. То есть мало того, что надо было подготовить какие-то орудия труда, семена, надо было еще и человеку самому подготовиться: соблюдать определенные нормы поведения, очистить себя духовно, подготовиться к этому физически. То есть сам по себе это был очень важный период, – рассказывает Галина Павловна.
Что посеешь – то и пожнешь: какую роль играли песни
Ранне-весенний период был связан с закликанием весны и подготовкой к посевным работам: пели специальные весенние заклички, чтобы поскорее уже наступило тепло и можно было уже заниматься земледелием.
– Выходили в поля и смотрели, готовы ли они к посевным работам. И не просто выходили, а обязательно с пением каких-то специальных песен – либо закличек, либо постовых песен. Также существовал пласт игрового фольклора, но в основном в детской среде. Это были такие песни-игры, которые, например, пересказывали весь земледельческий цикл.
И это имело своеобразную продуцирующую магию, в песнях как бы выдавали желаемое за действительное – пели о том, как должны пройти работы: «Уж мы в поле пахали, уж мы просо сеяли, уж мы просо пололи, уж мы просо собирали».
Великий четверг
В этот день как раз начинали подготовку к празднику – красили яйца и выпекали куличи. Уборку в доме также наделяли магическим смыслом: считалось, что вода – это один из главных символов очищения.
– Раньше-то не была так развита гигиена, как сейчас. Поэтому даже иногда встречаются такие рассказы, что купались только два раза в год – на Рождество и на Пасху. Может быть, это уже преувеличения, но все-таки на Пасху обязательно были очистительные процедуры.
Выходили на реку, старались это сделать еще на рассвете. Вообще считалось, что в предпасхальные дни даже природа готовится к великому событию – Христову Воскресению. Поэтому считалось, что природа тоже находится в каком-то предпраздничном состоянии. В четверг на пасхальной неделе даже специально ходили посмотреть, как солнце встает, как оно «играет красками» – радуется предстоящему событию, – говорит исследователь.
Пасхальные обходы дворов
С принятием христианства люди начали на Пасху ходить в церковь. Однако народные традиции к этому времени не потеряли актуальности: было, например, распространено еще и хождение по дворам.
– Мы все очень хорошо знаем про обходы дворов на Рождество, когда колядовали. Смысл этих обходов дворов – в пожелании благополучия тем семьям, которые обошли. Гостей за это одаривали куличами и крашеными яйцами.
Считалось очень престижно собрать много таких даров – все-таки тогда жизнь была не такая богатая, как сейчас. Люди тщательно готовились и заготавливали очень много крашеных яиц. В первую очередь ходили по домам своих родственников, а потому и по всему селу, так что угощений нужно было заготовить с запасом, на всю деревню.
– Это был нехороший знак, если к тебе не пришли в дом на Пасху во время этих обходов, и радовались, если к тебе домой пришли пожелать благополучия. За это и одаривали, – рассказывает исследователь.
В основном в обходах участвовали дети: с самого раннего утра компании ребят ходили по дворам и пели церковный пасхальный тропарь. В некоторых регионах, кстати, существовала народная версия таких песнопений – с распевами. В Смоленской, Брянской и Псковской областях исследователи часто отмечают это явление, а вот в Воронежской области в основном пели именно церковную версию, без распевов.
Пасхальное чучело
В одной из деревень под Воронежем жители рассказали о необычном обряде, который не характерен для других регионов.
– Вообще, водить кобылу или коня – это известная обрядовая традиция, но это обычно было характерно для троицкой недели или на Святки. А вот в Павловском районе зафиксировали такой обычай и на Пасху.
Изготавливали лошадиную морду из подручных средств – из соломы, мешковины и палок, например. Когда водили такого коня по деревне, за ним часто выстраивалось целое шествие. Таким образом тоже совершали пасхальный обход дворов.
Символика коня или кобылы также была выбрана неспроста: от этого животного очень много зависело в области земледелия. К тому же, этот символ во время календарных праздников – к благополучию и урожаю. После Пасхи чучело уничтожали, как и на Масленицу.
Сам по себе обычай водить коня – очень архаичный. Но вот водить его именно на Масленицу – это было больше характерно для деревень вблизи Воронежской области.
Значение праздничной пищи
На любой праздник существовала поминальная пища. В основном это были блюда из зерна и яйца, у которого, кстати, несколько смыслов: яйцо – это и символ жизни, и символ бесконечности.
К тому же, праздник Пасхи следовал сразу после великого поста. И главное блюдо стола нужно было сделать именно праздничным – это никакая не обрядовая магия, а только блюдо, связанное с сытной праздничной трапезой: оно должно было быть сладким и сытным, неслучайно в нем используется много яиц и масла. Да и вообще считалось, что стол после поста должен быть обильным, с мясом и другой сытной пищей. Тем более, за общим столом собиралась вся семья.
Посещение кладбищ
Как рассказала Галина Павловна, в основном во время экспедиций им удается пообщаться с теми, кто родился уже в XX веке, родившихся в XIX столетии редко удается застать. И те, кто родился в прошлом веке, говорят, что на кладбища ходили. Но эти же люди зачастую вспоминают, что их родители, например, на Пасху не ходили туда.
И все же в описаниях, которые были опубликованы в XIX веке, есть разные сведения: кто-то говорит, что на кладбища ходили, чтобы разделить радость воскресения Христа с предками.
Что было после Пасхи
– Считалось, что Пасху надо провести с семьей, в молитве, в церкви. А вот для общения с предками была Радоница – на 9 день после Пасхи.
После Пасхи также были отмечены разные народные традиции. Например, жители сел устанавливали рели – качели, которые также имели особый обрядовый смысл и на которых качались люди разных возрастов. И считалось, что чем шире амплитуда раскачивания – тем выше рост будет у растений. То есть это тоже было не просто развлечение, а нечто такое, что обладало для людей определенной магической функцией. В целом символика движения связана с земледельческой магией.
Кстати, что-то подобное происходило и на Масленицу: когда скатывались с горок, считалось, что чем дальше прокатишься – тем лучше будет урожай в этом году.
Напомним, что у нас есть большой материал о том, какие традиции были характерны для масленичной недели на южных территориях и в целом для русской культуры.
Фото – Pixabay.