Чтобы прийти утром 15 сентября на первый в истории Школы эффективных коммуникаций «Репное» открытый семинар, пришлось преодолеть множество городских увеселительных соблазнов – одновременно отмечались День города, 100-летие ВГУ и проходил фестиваль еды. В итоге в книжном клубе «Петровский» собрались самые лояльные – настоящие ценители книг, филологи, библиотекари, школьные преподаватели русского языка и литературы.
Семинар был заявлен как первое мероприятие книжного фестиваля «Читай-Болтай» (пройдет 7-9 декабря 2018 во Дворце творчества детей и молодежи, это проект ШЭК «Репное»). В поддержку школа «Репное» привезла из Москвы сразу трех больших экспертов: лекции читали публицист и телеведущий Александр Архангельский, популярный лингвист Максим Кронгауз, психофизиолог Ольга Сварник. Все они, каждый под углом своих компетенций, говорили о практиках чтения и изучения литературы.
Детская литература, как оказалось, не такая уж детская. Например, баснописец Иван Андреевич Крылов в свой век считался первым русским поэтом, светским и для взрослых. Александр Архангельский рассказал, как произошло превращение Крылова в детского поэта. В 1838 году Крылов отмечал 50 лет творческой деятельности. Чтобы поздравить поэта, государь прислал своих детей. В стихотворном поздравлении, написанном Петром Вяземским, были слова «Здравствуй с детками своими, здравствуй, дедушка Крылов!» Так Иван Андреевич зашел на праздник поэтом взрослым, а вышел с него детским поэтом. Но хотел ли он попасть в историю именно так?..
Воздействие чтения на мозг в любом возрасте будет полезнее, чем просмотр телевизора. Ольга Сварник рассказала, что нейронам идет на пользу большое количество взаимосвязей, вхождение в как можно большее число групп. По результатам исследований, чтение текста вызывает гораздо более длительную активацию нейронов, чем экранная картинка, потому что книга не дает готовые образы, а способствует их формированию в мозге.
За построение образов в голове ребенка ответственны родители – именно чтение вслух с раннего детства помогает детям уловить ритм и интонации, а также вырабатывает традицию читать, о чем говорил отец троих детей Максим Кронгауз. Правда, книги не учат общению, но совместное чтение с остановками, обсуждением непонятных слов, поворотов сюжета – один из видов коммуникации между ребенком и родителем.
Фестиваль «Читай-Болтай» 7-9 декабря планируется как еще один полезный способ укрепить семейные связи совместным походом на праздник литературы. Ожидается приезд в Воронеж издательств на книжную ярмарку, встречи с писателями, конкурсы для детей, познавательные и развлекательные мастер-классы.
Россия считается одной из самых читающих стран мира. В наших силах помочь Воронежу обрести статус читающего города.
Автор текста: Ирина Лямина