В начале мая в Воронеж приехал известный художник из Санкт-Петербурга Александр Флоренский. Причем без обратного билета: он был намерен оставаться здесь столько, сколько нужно для создания рисованного путеводителя по городу «Воронежская азбука».
Начало азбучной истории было положено в Иерусалиме. В 2011 году вместе со своим другом, поэтом Михаилом Королем, художник сделал книгу «Иерусалимская азбука». Второй и третьей стали «Тбилисская» и «Петербургская» азбуки.
Идею издания «Воронежской азбуки» Флоренскому подал его друг, художник Сергей Горшков. Напомним, что средства на верстку и печать книги – 150 с лишним тысяч рублей – собирали всем миром через краундфандинговую платформу. Причем среди 149 спонсоров «Воронежской азбуки» - не только воронежцы, но и жители Европы и США – друзья и знакомые художника.
Вместе со своими воронежскими друзьями - директором арт-группы «Квадрат» Дмитрием Большаковым, художником Сергеем Горшковым, директором галереи «Х.Л.А.М.» Алексеем Горбуновым и основателем культурного центра «Страна Свободы. Кампанелла» Сергеем Кочуровым - художник изучал Воронеж и его окрестности.
Александр Флоренский осмотрел и сфотографировал множество объектов: Никольскую и Ильинскую церкви, электростанцию, Адмиралтейскую площадь, парк «Динамо», ротонду, кинотеатр «Пролетарий», замок принцессы Ольденбургской в Рамони, площадь Черняховского и вокзал, Чернавский мост, музей им. Крамского, Дом офицеров и др. Интересно, что один из дней был полностью посвящён одной букве — «Д»: группа отправилась в Дивногорье, посетив по дороге музей в Костёнках.
Предполагалось, что работа займет месяц, однако уже 19 мая художник завершил иллюстрацию к букве «Я». Предполагалось, что работа займет месяц, однако уже 19 мая художник завершил иллюстрацию к букве «Я».
Некоторые из фрагментов «Воронежской азбуки» Александр Флоренский опубликовал на своей страничке в Facebook: «А» — Арсенал, «Б» — дом Бунина и Большая Дворянская, «В» — Воронежское водохранилище, «Г» — гребная база «Буревестник» и «Д» — Дивногорье.
Как рассказал порталу 36on.ru Сергей Кочуров, какие-то топонимы, которые станут «буквами», были определены художником сразу. Он уже бывал в нашем городе, успел его полюбить и как-то почувствовать, и часть «букв» у него уже были в голове. Но с какими-то «буквами» вышло сложнее.
Сергей Кочурин:
— Больше всего вопросов вызвали буквы “Я”, “Щ”, твёрдый и мягкий знаки. Как вариант “буквы” “Я” мы рассматривали Ямскую слободу и Ямки. Но мы даже не поехали туда — было совершенно непонятно, что там фотографировать. Насколько я знаю, по букве “Я” далось особенно тяжело Для “буквы” “Щ” рассматривали Щепной рынок. Но нам было тоже непонятно, что изображать. Институт связи, который стоит на месте рынка? Потом мы нашли через Интернет улицу Щорса, она нам показалась интересной, и мы поехали её смотреть.
Алексей Горбунов:
— Никто из нас не знал, где находится эта улица. Приехали, и первое, что увидели — огромную лужу. Оказалось, что улица — это небольшой островок старых домов рядом с Ленинским проспектом, которые не успели снести.
По мнению Алексея Горбунова, Флоренский рисует, прежде всего, то, что ему самому нравится как художнику. «Флоренский везде ищет человеческое. И его, как человеку, выросшему в городе с богатой архитектурой, само по себе здание в стиле модерн не привлёкло», — говорит Горбунов.
Сам Флоренский так рассказывает о своей работе: «Я рисую свой город, будь то Питер или Воронеж, всё, что мне близко в нём. Мой Воронеж это не научная энциклопедия, в которой было бы отражено всё, что есть в городе... Мой Воронеж — это те места, которые я в нём люблю. Кроме того, в русском алфавите, в отличие от китайского, всего 33 буквы...».
— Как и что нарисует в итоге Флоренский, никто не знает, — говорит Сергей Кочурин. — Иногда он выбирает для «буквы» такой топоним, который самим жителям неожиданно рассказывает об их городе.
Планируется, что работа над выпуском книги завершится к осени. Презентация должна состояться в рамках фестиваля современного искусства «Чернозём» в сентябре 2014 года. По мнению директора «Чернозема» Дмитрия Большакова, издание художественного путеводителя по Воронежу станет еще одним ярким событием фестиваля, призванного как знакомить город с современным искусством, так и знакомить страну и мир с новым обликом «Воронежа.
Флоренский известен своей «наивной», но оригинальной и легко узнаваемой манерой графики, несущей в себе специфический «питерский» колорит – в его исполнении Воронеж выглядит истинным «южным Санкт-Петербургом».
Текст Юлии Репринцевой и Леонида Диденко