Автор текста: Анастасия Сарма
6 марта в музее им. Крамского открылась фотовыставка «Отражения. Мотивы передвижничества в творчестве современных воронежских фотографов». Для Воронежа это первый проект, в котором современные фотографии выставляются рядом с шедеврами русской академической живописи.
Кто бы мог подумать, что картины Ивана Крамского и Александра Бучкури, Николая Ге и Василия Поленова станут не только мирно соседствовать с фотографиями воронежских художников, но и дополнять их новыми оттенками значений? Фотограф Ольга Табацкая, не оглядываясь на заснувшую девочку на картине Крамского «Книги одолели», снимает портрет мечтательно задумавшейся дочки друзей, закрывшей скучную книгу. Рядом с девочкой – портрет юного кадета, которого «подкараулил» Владимир Лавров. Мальчик так старательно выписывает что-то из учебника, что даже высунул язык.
В другом блоке, объединившем фотографии на социальную проблематику, представлены фотографии Андрея Архипова, который запечатлел президентские выборы в селе Новая Жизнь, единственную жительницу хутора Поляна, хоровод малолетних заключенных детской колонии вокруг чучела Масленицы. Михаил Квасов запечатлел детей, выглядывающих из окошка старого дома, в котором жил детский поэт Самуил Маршак.
От основных идей художников-передвижников здесь все — и обостренный психологизм, и социальная направленность, и высокое мастерство типизации образов, и реализм, граничащий с натурализмом.
Многие фотографии передают тихую красоту упорядоченного земного и бытового хаоса. На соломенной крыше дряхлой хаты стоит спутниковая антенна (фотография «Связь» Геннадия Копытина), а геометрически разбитая на три части фотография «Синяя лампа» (стены старого дома, ржавая крыша и синее небо) сосредоточена на одной маленькой детали – выглядывающей их окна настольной лампе («Синяя лампа»). Сломавшееся дерево образует воображаемую крышу дома («Пейзаж с домом и упавшим деревом» Евгения Срибного). А непроходимые гигантские лужи сельских дорог, которые запечатлел Николай Стребков, вызывают библейские ассоциации о сотворении мира из хаоса. Фотографии Геннадия Копытина «Домой», Владимира Петрихина «Тихая осень» и Евгения Срибного «Пейзаж с домом и упавшим деревом» соседствуют с картиной Александра Бучкури «Хуторок».
— Идея соединить классическую живопись и современную фотографию витала давно. Нашей находкой стало то, что мы сделали выставку в стенах музея и включили в выставочное пространство подлинные картины художников-передвижников, — рассказывает организатор выставки, председатель правления воронежского отделения Союза фотохудожников России Елена Чаплыгина. — Эта идея стала настолько удачной, глубокой, многослойной, что ограничиться одной выставкой невозможно. У нас получился очень хороший проект, и он должен иметь продолжение.
Всего в этой огромной по своей масштабности выставке приняло участие 32 автора и более 150 работ. Среди участников «Отражений» - Михаил Квасов, Михаил Вязовой, Андрей Архипов, Евгения Горлова, Михаил Кирьянов, Николай Стребков, Сергей Смирнов, Геннадий Копытин, Андрей Пауков, Эдуард Юзбашян, Евгений Срибный, Владимир Лавров, Ольга Табацкая, Леся Полякова, Влада Попова, Лилия Ермакова, Константин Толоконников и другие. По словам Елены Чаплыгиной, все фотографии воронежских современников передаются в фонд музея Крамского.
Кстати, «соседкой» «Отражений» стала по-настоящему передвижная фотовыставка «Три медведя», которая на этот раз поселилась на втором этаже выставочного зала музея им. Крамского. Фотографии трех Михаилов — Кирьянова, Квасова и Вязового — продолжают кочевать по выставочным залам Воронежа. Напомним, что открылась эта выставка в муниципальном выставочном зале Союза художников на ул. Кирова, потом побывала в Воронежском концертном зале, а теперь приехала погостить в музей Крамского. Современные передвижники на первом этаже вступают с «Тремя медведями» в диалог, задают серьезные философские вопросы, на которые получают легкие юмористические ответы.
Выставка «Отражения» будет работать до 30 марта.