Возможно, Вы недовольны состоянием нынешней медицины в России. Однако, всё познается в сравнении, и ознакомившись с этим материалом на 36on.ru Воронеж, Вы сможете не только представить какой была медицина в 19 веке, но и порадоваться за её сегодняшний уровень.
Что же являлось основополагающим требованием к врачу 200 лет назад? Лестные отзывы пациентов? Диплом? Отнюдь, только скорость и умение быстро завершить операцию. От этого зависел успех всего мероприятия. Тогда врачи понятия не имели об анестезии и, если, например, эскулап пилил руку пациенту слишком долго, то последний мог умереть от болевого шока. Соответственно, были и врачи, ставившие своеобразные рекорды скорости. Впрочем, и смертности.
Одним из самых быстрых хирургов был Роберт Листон. «Быстрейший нож в Вест-Энде» родился в 1794 году, в 1847 умер.
Высокий, по описанию современников, он оперировал в зеленом плаще, прыгая вокруг операционного стола, где был привязан еле живой от страха и боли пациент. «Повсюду стояли студенты врача с часами наизготове и засекали время по команде своего учителя. Зажав окровавленный нож в зубах, Листон с первым взмахом вгрызался пилой в кость». Так проходила обычная ампутация.
Естественно, пациенты далеко не всегда приходили в себя после таких «операций». В то время вообще люди боялись врачей и старались обходить их стороной, и понятно почему. Посетив хирурга, человек стопроцентно зарабатывал гангрену – стерилизация хирургического инструмента осозналась врачами гораздо позже. Кстати, именно Роберт Листон начал практиковать анестезию, используя эфир.
Знаменитых операций Листон провёл всего четыре. Он добился впечатляющих результатов на одной из них – 300% смертность присутствующих.
В первой из них Роберт Листон удалил 20-килограммовую опухоль пациенту из промежности. До этого бедняга возил её за собой на тележке. Операция заняла четыре минуты, сведений о том, что больной умер на месте, нет.
В другой раз Листон поспорил со знакомым врачом насчёт опухоли на шее мальчика. Пульсирующая, красного цвета, она напоминала нарыв, как и посчитал Листон. В нетерпении выхватив из-под плаща нож, хирург одним движением срезал опухоль. Как описывал хозяин дома, в котором произошла мгновенная «операция», «артериальная кровь хлынула во все стороны, мальчик упал без чувств». Сонная артерия, аневризм которой Листон спутал с нарывом, в госпитале Юниверсити-колледжа в музее патологий хранится до сих пор.
Третьей операцией, прославившей Листона, стала ампутация ноги, которая заняла всего две минуты. Всё бы ничего, но хирург в порыве вдохновения умудрился отрубить жертве мошонку.
Однако самой эпичной стала операция, при которой Листон «взял высоту» в 300% смертности. Врач провёл обычную для него двух с половиной минутную ампутацию, измученному гангреной мужчине. В спешке он отхватил пальцы своему молодому ассистенту (который после умер от гангрены) и задел одежду ножом наблюдателю. Став свидетелем жуткого зрелища, тот умер от страха, вообразив, что нож прошел сквозь него. Эта операция и стала единственным в истории случаем, когда умерло 300% пациентов.